Французская колониальная империя начала распадаться после Второй мировой войны, но всё же пыталась — иногда силой — сохранить свои владения в Юго-Восточной Азии и Африке. Однако даже там, откуда колониальные власти и войска ушли относительно мирно, очень скоро вспыхнули конфликты. Их причиной могло стать, например, соперничество местных элит или пограничный спор с другими новыми государствами. В некоторых случаях новые правительства столкнулись с необходимостью удержать под контролем сообщества, которые до прихода колонизаторов жили совершенно по другим правилам и не желали подчиняться логике централизованного государства. Например, в одной из самых глухих и бедных колоний Франции, африканском Чаде, началось вооружённое противостояние, в которое втянулась не только бывшая метрополия, но и соседние страны — например, Ливия.
Земли современного государства Чад, расположенные в глубине континента, стали объектом колониальной экспансии Франции в 1890–1900-х годах. В 1887 году французы начали продвигаться в центральные районы Африканского континента. Они подчинили себе Убанги-Чари (современная Центральноафриканская республика) и заодно начали контролировать часть нынешнего Южного Чада. Дальше на север французские военные экспедиции пошли, чтобы пресечь грабительские налёты правителя Рабиха Аз-Зубайра (Фадлаллаха), подчинившего себе местные племена на манер суданского Махди, с которым долго сражались англичане. В 1900 году в битве при Куссери в Северном Камеруне армия Аз-Зубайра была разбита, а из его владений и уже подконтрольных французам земель была образована новая колония — Чад, названная так по крупному озеру.
Все исследователи склонны подчёркивать, что можно выделить два основных момента в процессе колониального освоения Чада французами: во-первых, «отсутствие политики, направленной на объединение территории», а во-вторых, «исключительно медленные темпы модернизации». Судя по всему, среди всех африканских владений Третьей республики эта колония занимала самое последнее место: «Она была менее важна, чем неафриканские территории, Северная Африка, Западная Африка или даже другие французские владения в Центральной Африке».
Французы воспринимали Чад исключительно как источник хлопка-сырца и грубой рабочей силы для использования где-то в более развитых южных районах типа Камеруна.
Как указывают исследователи, «на протяжении всего колониального периода большие территории Чада никогда не управлялись эффективно из Нджамены (называвшейся Форт-Лами до сентября 1973 г.)».
Кое-где администрация пыталась бороться с традиционными налётами кочевников друг на друга, где-то заключала с местными старейшинами негласный договор. В некоторых частях колонии не стоило появляться вообще. Например, в 1923 году группа сенегальских мусульман, направлявшихся в Мекку, была захвачена и продана в рабство. В условиях нехватки полиции, войск и чиновников администрации приходилось закрывать глаза даже на такие нарушения и перекладывать ответственность за поддержание порядка на туземцев.
Лишь на юге благодаря выращиванию хлопка и преобладанию оседлого земледельческого населения (народ сара) удалось добиться некоторого экономического роста (хотя ставка на монокультуру не принесла потом Чаду ничего хорошего) и относительного порядка. Тем не менее служба в этой колонии была настолько непрестижной, что в 1928 году 42% административно-территориальных единиц в ней не имели соответствующего управленческого персонала.
Первые шаги по обретению независимости были сделаны ещё в годы Второй мировой войны, когда главой колониальной администрации Чада стал Феликс Эбуэ, происходивший из смешанной европейско-африканской семьи. Он знал местные обычаи и нужды, а также имел определённое политическое влияние во Франции. С 1946 года в колонии появилась возможность формировать местное законодательное собрание, стали возникать политические партии. Политические процессы особенно ускорились в конце 1950-х годов, когда была образована Пятая республика, а африканские владения Франции получили больше свободы. Наконец, в 1960 году, который стал Годом Африки, Чад обрёл независимость и первого президента — Франсуа Томбалбая, активиста Чадской прогрессистской партии и выходца из народа сара.
Нет комментариев