В помощь полуокружённому на высоте 97,7 первому батальону 124-й осбр командование 62-й армии выслало два полка 112-й сд, немногим более 500 активных штыков.
Пожар рядом с командным пунктом 62-й армии разгорелся в полную силу, но, несмотря на удушающий дым, распространяющийся огонь и наличие двух ещё не разорвавшихся нефтебаков рядом — штаб продолжал работать на прежнем месте. Переезд означал временную потерю управления, а этого командарм Чуйков позволить себе никак не мог.
В течение ночи занятый пехотой 100-й егд посёлок имени Рыкова был обстрелян советскими артиллерийскими батареями «среднего и мощного калибра». Немецкие документы фиксируют несколько вылазок «штурмовых групп врага» в посёлке — вновь собранные полки 193-й сд пытались вернуть утраченные позиции.
Каждый артналёт и редкий залп реактивных снарядов, каждый выстрел снайпера при зачистке рабочих поселков, каждая, казалось бы, безнадёжная атака советских частей стачивали немецкие батальоны. Командование 6-й армии вермахта кроило и объединяло обескровленные части в сводные полки и боевые группы, стараясь поддерживать темп наступления. Но затянувшийся штурм и таявший с каждым днём боевой состав немецких частей весьма нервировали Паулюса. Из радиограммы командующего в группу армий от 3 октября: «Пока ещё возможно осуществлять захват отдельных городских кварталов, перегруппируя отдельные боеспособные штурмовые отряды и применяя их в разных местах. Однако для быстрого захвата остатков города, особенно в преддверии периода плохой погоды, армии требуется скорейшая передача новых сил».
В 09:00 подразделения 389-й пд вермахта продолжили наступление вдоль оврага Мокрой Мечетки. К полудню 545-й пп вышел к безымянному оврагу северо-западнее посёлка «Баррикады», с фланга обходя сводный батальон 42-й осбр. Пехота вермахта при поддержке 7 танков прорвалась «…через сильную оборону противника в бункерах и домах северо-западнее Баррикад». Уцелевшие бойцы сводного батальона 42-й осбр вместе с раненым комбатом отошли к ферме у фруктового сада. Бригада, вновь сформированная пару дней назад, снова была практически уничтожена. Строки из боевого донесения: «остатки бригады в количестве: штыков 18, ПТР — 0, станковых пулемётов — 0, ручных пулемётов — 0…»
Два других полка 389-й пд продвигались по северному берегу Мокрой Мечетки, с юга обходя позиции первого батальона 124-й осбр на высоте 97,7. С запада на высоту наступала группа 94-й пд из «полка Бренделя». Посланные на помощь два полка 112-й сд не успели добраться до высоты и приняли бой на её восточных склонах. Среди посаженных террасой фруктовых деревьев, под ожесточённой бомбёжкой и обстрелом реактивных миномётов, красноармейцы продержались до 15:00. К 17:00 остатки 112-й сд в количестве 66 активных штыков отошли на восточный берег Мечетки. Из донесения штаба дивизии следует, что дольше всех удерживала свой рубеж недавно прибывшая в 416-й сп штрафная рота численностью чуть более 60 бойцов.
Выйдя на восточный склон высоты, боевые группы 389-й пд вплотную приблизились к железной дороге и оврагу ручья Орловка, который связывал группу Андрусенко с остальной 62-й армией — «противник двумя ротами автоматчиков с танками проник через высоту 97,7 к Орловскому оврагу, являющемуся единственным путём сообщения с опергруппой».
С юга опергруппу теснила пехота 389-й пд, с запада наступали две группы «полка Бренделя» из 94-й пд. С севера группу Андрусенко давили панцергренадёры и танки 16-й тд — атакующие группы рвались к «совхозу» — угроза окружения и плена стала более чем реальна. Немцы подошли вплотную к отметке 85,1, близ которой в овраге находился командный пункт опергруппы и сам полковник Андрусенко. Полковник несколько раз запрашивал у Чуйкова разрешение на смену командного пункта, но ответа не было. Корней Михайлович на своём веку уже успел побывать в немецком окружении, отклонял ультиматум, прорывался к своим, попадал под трибунал и был осуждён. Прекрасно зная про приказ №227, полковник всё же решил рискнуть. Не дожидаясь ответа командарма, оставив на старом командном пункте внешний пункт управления, он вывел свой штаб на новое место, чем, по сути, подписал себе смертный приговор.
Перенесенная на аэрофото «Схема опорных пунктов и узлов сопротивления» опергруппы полковника Андрусенко с отмеченным автором расположением немецких дивизий. На схеме даны точные данные о составе частей: ОП №1 — окруженные 3/115 и 4/2 ОМСБр, ОП №2 — 1/115 и остатки 2 ОМСБр, ОП №3 — 2/115, ОП №4 — остатки 1/124, а также последние резервы опергруппы, выдвинутые к высоте 97,7 — саперы, химики, хозвзвод и т.д. ВПУ — расположение старого командного пункта опергруппы, который эвакуировался в район «крайнего дома северо-западных окраин поселка СТЗ». Опорные пункты на схеме — по сути, намечающиеся котлы вследствие окружения опергруппы Андрусенко.
Нет комментариев