День 3-й.
Тема текста (Часть 1.СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ?)
Друзья, здравствуйте!
Сегодня мы рассмотрим важнейший вопрос при работе с текстом. Вспомним:
Текст - это речевое произведение, характеризующееся структурной и смысловой законченностью. Смысловая завершенность как раз и проявляется при определении темы текста.
Тема текста - это то, о чем говорится в тексте. Определить ее достаточно просто. Для этого нужно:
1) внимательно прослушать/ прочитать исходный текст,
2) ответить себе на вопрос: о чем говорится в тексте. Ответ желательно записать.
Обычно определение темы текста не вызывает серьезных затруднений, однако это умение нужно постоянно тренировать, т.к. четкое понимание темы значительно облегчает дальнейшую работу с текстом.
Итак, тренируемся
Прочитайте текст.
1)Уж если кого Серый и выделял из класса, так это Наталью Лоскутикову. (2)В первую голову –– за ум и отличные успехи.
(3)О самом Сером учителя говорили, что он способный, но учиться не хочет. (4)Версию эту Сергей полностью не отрицал, она всё-таки утешала его, но цену себе он знал точную. (5)Что верно, то верно: задачи он решал не то чтобы с лёту, но с единого взгляда. (6)А вот по литературе и по всем другим многоречивым предметам он не мог учиться хорошо. (7)Суть всех этих рассказов, повестей, стихов укладывалась в одной фразе, а учителя требовали развёрнутого ответа. (8)Конечно, Серому слов было не жалко, однако не хотел он ради «пятёрки» говорить столько, сколько тянуло на эту самую «пятёрку». (9)Ну что рассказывать про Тараса Бульбу? (10)Запорожец он! (11)А судьба ему досталась –– злодейка. (12)Серый семь раз читал повесть и все семь раз плакал.
(13)Короче говоря, школьная жизнь шестиклассника Чумака была очень даже непростой. (14)А Наталью Лоскутикову выделял он не только за ум и за глаза её небесной радости. (15)Главное, что жизнь у неё в школе была ясная, потому что за отметками Наталья не гонялась, они сами к ней липли, как мухи на сладкое.
(16)Вот и нынче урок был «Морские кишечнополостные».
(17)В учебнике даны полипы, коралловые рифы и медузы. (18)А Наталья ещё и про иглокожих доложила. (19)И не просто словечками закидала, взяла мел да и нарисовала всё на доске.
(20)Конечно, «пятёрка»!
(21)Учительница Клара Ниловна говорит:
–– (22)Вижу, понравился вам ответ вашего товарища. (23)Но кто же вам мешает так учиться? (24)Почему Лоскутиковой интересна жизнь моря, а вам, людям, родившимся на море, до этой жизни словно бы и дела нет?
(25)После урока Серый подошёл к Лоскутиковой:
–– (26)Наталья, хочешь одну вещь покажу?
–– (27)Покажи! –– удивилась Лоскутикова.
(28)Они выскочили из школы, забежали за угол. (29)Серый приостановился возле ступенек в подвал, огляделся.
–– (30)Наталья, лебеди у меня там, –– признался Сергей, –– на озере лёд, погибнуть они могут.
(31)Свет в подвал проникал через зарешеченное окошко, и глаза
к темноте привыкли не сразу.
–– (32)Тут вода! –– поёжилась Лоскутикова возмущённо.
(33)Серый взял Наталью за руку, вывел на сухое место, и тут она увидела: в сумраке маячили лебединые шеи. (34)Серый достал из карманов хлеб, растёр в ладонях, кинул лебедям.
–– (35)Это и есть белые лебеди?! –– усмехнулась Лоскутикова.
–– (36)Самые настоящие, –– погордился Серый.
–– (37)Да они у тебя не белые, а грязные. (38)Фу, а пахнет-то как!
(39)И Лоскутикова, перебежав на каблучках воду, выскочила из подвала. (40)Серый стоял, недоумённо глядя девочке вслед, и почему-то не хотелось ему больше выделять Лоскутикову ни за ум, ни за глаза её небесной радости…
(По В.А. Бахревскому*)
* Владислав Анатольевич Бахревский (род. в 1936 г.) –– русский советский писатель, поэт, классик детской литературы
Выполните задания.
1. Кому посвящен это текст?
2. О чем в нем идет речь?
3. Как это можно понять?
4. Сформулируйте тему текста.
5. Озаглавьте текст, отразив в названии тему текста
Ответы пишите в комментариях. Завтра обсудим ваши варианты ответов. Всем удачи!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев