Восстановление храмов в деревнях и сёлах – отдельная тема. В отличие от «городских собратьев» в них нет больших и богатых приходов, да и сами православные святыни находятся вдалеке от цивилизации. Как правило, деревенские храмы располагаются в стороне от федеральных дорог. В этих населенных пунктах плохо работает связь, нет магазина, дома культуры или библиотеки, а производство кануло в Лету вместе с Перестройкой. Одним словом, глухомань. Но незыблемыми монолитами, напоминающими о былом времени расцвета деревень, остаются местные святыни – храмы, церквушки, колокольни. Один из них – Свято-Троицкий храм в селе Заястребье Судогодского района Владимирской области.
В этом году заястребской церкви исполнилось ни много ни мало – 165 лет! Построенный в 1848 году на народные деньги, храм до сих пор отличается величественной статью и торжественностью. Центральный вход украшают четыре колонны. Чтобы собственными глазами посмотреть на уникальную святыню, выезжаем в село. Миновали Свято-Никольское кладбище и у редакционных «Жигулей» начинаются ралли с препятствиями: дорога вдоль и поперёк испещрена выбоинами. Вот она, деревенская реальность. Но кое-где можно встретить деревянные дома, обитые сайдингом. Проехав Травинино и Дворишево, поворачиваем на Алфёрово – от этой деревни Заястребье находится всего в 200-х метрах. Начало села выдаёт виднеющийся сквозь деревья храм Живоначальной Троицы. Мы на месте. Настоятель храма игумен Сильвестр согласился показать церковь.
– Примерно полтора месяца назад в селе прошли сильные ветра. Где-то сорвало крышу, а на храме крест согнулся пополам, – показывает батюшка на пострадавший от непогоды купол.
Вид покорёженной реликвии удручает.
Помог благочинный, настоятель Свято-Екатерининского собора в Судогде отец Георгий Морохин. Он привёз новую маковку.
– Но её ещё нужно подогнать: велика в диаметре, – переживал игумен Сильвестр.
Недёшево обойдётся работа самих «скалолазов»: нужно найти рабочих, которые смогли бы водрузить новый купол, оплатить автокран, который можно заказать только во Владимире. И пока приходится рассчитывать на собственные средства и силы.
Батюшка ведёт в храм. Деревянный мостик, пролегающий через небольшую канаву, давно дышит на ладан. Перила сгнили. В селе мужчины наперечёт, поэтому затруднения вызывает даже небольшой ремонт. Но, несмотря на трудности, в церкви всегда что-нибудь ремонтируется. В прошлом году были заменены окна. За высокие стрельчатые проёмы поначалу никто не брался. «Не установим»,- разводили руками подрядчики. Но славу Богу, игумену Сильвестру удалось найти смелых парней, которые согласились установить окна. Ребята взялись за работу и через несколько дней рамы были установлены.
В 2011 году кровлю покрыли оцинкованным железом, отремонтировали старую печь, установили новую «Булерьян». В этом должна быть сделана отмостка. Возле входа в церковь уложен горбыль для строительства будущей опалубки, рядом – сетка-рабица.
– Всё побросали, ушли. Работу не доделали, – вздыхает батюшка.
О незаконченных работах говорит и большое количество мешков с цементом, уложенных в сторожке. Рядом расположена лестница, ведущая на колокольню, и вход в придел Святителя Николая – тёплую часть храма. Здесь временно хранятся свежевыкрашенные лавки, сундуки. Пока не было службы, в летней части храма шёл ремонт. Прихожане штукатурили и красили пол и стены.
– Молодцы! – радуется батюшка. – И цвет что надо: летняя часть должна быть зелёной в честь Троицы.
Торжественную и возвышенную атмосферу придела задают иконостас и фрески. Прямо над входом располагается огромная фреска «Суд Божий», нарисованная темперными красками. Расписан и купол храма.
– Богородица дева, радуйся! – распевается игумен Сильвестр.
– Слышите, какая акустика? – спрашивает батюшка.
Иная картина – в зимней части храма. Алтарные стены покрыты плесенью. В таком состоянии они и в приделе. Облупившаяся краска здесь перемежается с грибком. Но прежде чем штукатурить и красить, необходимо сделать отмостку. Иначе ремонт – занятие бесполезное.
– Когда идут дожди или таянье снега, вода скапливается под храмом, в обоих приделах сразу становится сыро, – пояснил батюшка.
Оказалось, что церковь даже в самые страшные для православных верующих годы не закрывалась. Лишь однажды в 1938 году храм закрыли. Но после очередного витка репрессий он вновь заработал. После Великой Отечественной войны в храме служил священник Сергий Фестинатов , будущий архиепископ Владимирский и Суздальский Онисим. В хрущёвские времена, когда церковь опять испытала гонения, заястребский храм устоял. Сегодня пришла наша очередь помочь храму.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев