Одна из поверхностей рубеля была ребристой формы. Именно ею катали по одежде, намотанной на скалку.
В этой статье расскажем, чем рубели отличались друг от друга, как украшались в разных регионах страны, и покажем, какие еще подобные экспонаты хранятся в фондах нашего музея.
В коллекции музея в основном рубели, поступившие в фонды с территории Липецкой области и не имеющие украшений на тыльной стороне инструмента. Они создавались и использовались исключительно как предмет быта, предназначенный для глажки (катанья) белья. Они приблизительно одной ширины, незначительно отличаются только длиной. Некоторые из них обладают ручками оригинальной формы и это единственный декор инструмента.
Однако тыльная часть рубеля могла украшаться оригинальным орнаментом. Рубели из разных регионов страны отличаются не только декором, но и формой.
Так, во Владимирской губернии рубеля, украшенные геометрической или растительной резьбой на гладкой поверхности, отличались необычайной длиной, в Архангельской области рубеля делались широкими, слегка расширяющимися к концу. В Ярославской губернии, кроме геометрической резьбы рубель иногда украшала объёмная скульптура, которая, выступая над резной поверхностью, служила в то же время и очень удобной второй ручкой.
Среди подобных экспонатов в нашем музее тоже есть несколько рубелей, на противоположной стороне от основной ручки которых находится выступ, служащий для упора второй рукой. Кстати, рубели могли быть и подарком от суженого. Такой подарок, как мы помним из предыдущей статьи - со смыслом. От того, насколько ловко девушка работает рубелем, могло зависеть решение, брать ее в жены или еще рано. Такие подарки, конечно же, украшали резьбой, а зачастую и инициалами возлюбленной и датой подарка. Порой такие инструменты были так красивы, что владелицы не могли себе позволить пустить их в работу.
В нашей коллекции состоят 2 рубеля с резным декором. Оба вполне могли быть преподнесены в качестве подарка. Сделать такие предположения нам позволяет орнамент на инструментах. На рубеле из прошлой статьи вырезана дата - 1935 год, но всего одна розетка.
Другой же рубель обильно украшен орнаментом, выполненным в технике трехгранно-выемчатой резьбы. Основным элементом являются солярные знаки - розетки с узорами геометрической формы, расходящимися из центра лучами и т.д. Этот рубель отлично сохранился, несмотря на следы работы в виде стертых с одного бока ребрышек. Можно отметить, что резной декор вполне напоминает северные традиции резьбы. Да и попал данный рубель к нам в фонды не с территории Липецкой области, а был передан в музей вместе с коллекцией фёдоровской керамики от Балагуровой Нины Сергеевны, советского и российского народного художника в области декоративно-прикладного искусства. Тамбовская художница собирала коллекцию различных предметов народного и декоративно-прикладного искусства из разных регионов России.
📷 Экспонаты на фото 1-3 фото:
- XX в., Липецкая обл., Липецкий р-он, с. Крутые Хутора;
поступил в 2005 году от Кузнецовой Т.В.
- кон. XX в., Липецкая обл., Елецкий р-он, с Домовины;
поступил в 2006 году от Разинковой А.Е.
- XX в., Липецкая обл., Липецкий р-он, с. Троицкое;
поступил в 2006 году от Антюфеевой С.А.
- XX в., Липецкая обл., Данковский р-он, с. Ягодное;
поступил по итогам этнографической экспедиции
- XX в., Липецкая обл.;
поступил в 2011 году от Живанович В.А.
📷 Экспонат на 4-6 фото:
- XX в., Россия; поступил в 2012 году от Крысанова И.А.
Рубель из коллекции Балагуровой Нины Сергеевны.
#о_чем_молчит_экспонат
#музейный_предмет
#экспонат
#Липецкиймузейнародногоидекоративноприкладногоискусства
#ЛипецкиймузейДПИ
#музейдпи
#липецкиймузей

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев