Согласно первой переписи населения Российской империи, в 1897 году при станции Лихой проживали 234 человека – 129 мужского и 105 женского пола разного возраста. Перепись не даёт, к сожалению, ответа, сколько детей было в семьях первых жителей. Но они были, и их нужно было учить.
Старейший и простейший вид обучения — школа грамоты. Занимались обычно в домах учеников по очереди, иногда общество снимало дом. Уроки вели выходцы из небогатых слоёв населения. Плата могла быть деньгами или натуральной, сдельной, «за выучку» или повременной. Детей учили, пользуясь церковной литературой (часословом, псалтирью) и другими доступными книгами.
В «Донских епархиальных ведомостях» №24 от 15 декабря 1897 года среди школ грамоты Донецкого округа упоминается «Лиховская на станции».
Относилась она к Фомино-Лиховскому приходу Александрово-Грушевского благочиния. Заведующим и законоучителем школы был священник Георгиевской церкви хутора Фомина-Лиховского (современный хутор Лихой) Митрофан Дамаскин, учительницей — его 17-летняя дочь Ольга Дамаскина. Она окончила епархиальное училище (шестиклассную школу для девочек из детей духовенства) и могла работать домашней учительницей или в начальной школе. Звания учителя (для которого нужно было сдать особый экзамен), дающего право преподавания в старших классах, она не имела, считалась светским учителем и должна была получать денежное вознаграждение (церковнослужители учили грамоте бесплатно).
В Донецком округе в то время учитель мог получать от 20 копеек до 2 рублей с ученика, но с 1896 года государственная казна через Синод начала финансировать церковно-приходские школы и школы грамоты, назначив учителям оклад 120 рублей в год.
В дальнейшем (1901 г.) Ольга Митрофановна работала в Комиссаровской церковно-приходской школе.
Школа грамоты на станции Лихая в «Ведомостях» больше не упоминается.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6
Предметы обучения сохранялись прежние, но теперь, прежде всего, школа должна была способствовать церковному просвещению и истинному благочестию.
Спасибо