Уроки французского. Рассказ.
Году педагога и наставника посвящается. Продолжаем рассказывать о произведениях, героями которых выступают педагоги и наставники.
Впервые рассказ был опубликован в 1973 году в иркутской комсомольской газете «Советская молодежь».
Действие рассказа происходит в 1948году, после Великой Отечественной войны. Главный герой произведения – одиннадцатилетний мальчик, от лица которого ведется повествование. До 11 лет он жил и учился в деревне. Его считали «башковитым», потому что он был грамотным, а также к нему часто приходили с облигациями: считалось, что у него счастливый глаз. Но в деревне, где жил наш герой, была только начальная школа, и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в районный центр. В это тяжелое послевоенное время разрухи и голода, его мать наперекор всему собрала и отправила сына учиться. В городе он чувствовал голод еще сильнее, потому что в сельской местности добыть себе еду легче, а в городе все нужно было покупать. Мальчику пришлось жить у тети Нади. Он страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль стакан молока.
В школе он учился на одни пятерки, кроме французского языка – ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница французского языка, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза. Однажды наш герой узнает, что можно заработать деньги, играя в «чику», и он начинает играть в эту игру с другими мальчиками. Он не позволял себе увлекаться игрой и уходил, как только выигрывал рубль. Но в один день ребята не дали ему уйти с выигрышем, а заставили играть дальше. Семиклассник Вадик, считавшийся среди игроков лидером и лучшим игроком в «чику», и его друг Птаха избили мальчика за то, что он заметил, что Вадик нечестно играл.
На следующий день мальчик приходит в школу в синяках, и Лидии Михайловне рассказывает со злорадством один из одноклассников Володи Тишкин, что случилось. Когда учительница узнала, что мальчик играет на деньги, она вызвала его на разговор, чтобы узнать, для чего ему нужны деньги. Узнав, что на самом деле ему нужны деньги на лечение, она изменяет свое отношение к нему, и решает заниматься с ним французским отдельно. Учительница приглашала его к себе домой, угощала ужином, но мальчик не ел из-за застенчивости и гордости. Лидия Михайловна, довольно обеспеченная по тем временам женщина, очень сочувствовала мальчику и хотела хоть немного окружить его вниманием и заботой, зная, что он недоедает. Но он упорно не принимал помощи заботливой учительницы. Она пыталась прислать ему посылку с едой так, как будто это прислала его мать, но он догадался, и отнес посылку обратно. Тогда Лидия Михайловна, чтобы дать мальчику шанс иметь деньги, придумывает игру в «замеряшки», а он, думая, что такой способ будет честным, соглашается и выигрывает. Узнав о поступке учительницы, директор школы, не желая разбираться по существу, увольняет Лидию Михайловну. Женщина уезжает к себе на Кубань, но она не забыла мальчика и прислала ему посылку с макаронами и яблоками, которых мальчик раньше никогда не пробовал, а видел только на картинках. Даже лишившись работы, она ни в чем не винит мальчика и не забывает о нем. Очень проникновенная история о замечательной и чуткой женщине и педагоге с большой буквы.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев