Единичный МАЗ-106 - опытный автобус среднего класса, впервые показанный широкой публике на Московском международном мотор-шоу (MIMS) в 2000 году. В процессе его разработки для сокращения затрат по времени и средств на создание новой модели и её упрощения (а может заодно вспомнив опытные автобусы МАЗ-COMCO и вдохновившись ими?), минские конструкторы не только использовали в ней шасси и силовой агрегат от среднетоннажника МАЗ-4370 «Зубрёнок», но и позаимствовали у более крупных тягачей семейства МАЗ-5440/6430 элементы дизайна. Кабину от грузовика обрезали по заднюю стойку водительской двери и вварили как составную часть каркаса будущего автобуса. В результате спереди МАЗ-106 стал сильно смахивать на МАЗовский же магистральный тягач. Взятый один элемент серийного автомобиля потянул за собой и другие - проем, передок и т.д. Так и появился на свет опытный МАЗ-106. На нем установили дизельный двигатель ММЗ Д-245.30 Минского моторного завода мощностью 155 л.с. Салон для первого опытного 106-го сделали в пригородном/междугороднем варианте на 27 или 28 мест.
Планировалось в 2002 году выпустить первую промышленную партию таких машин, а в 2003 году начать их серийное производство с разными вариантами салона. Но возникли две большие и непреодолимые проблемы. Первая была связана с российскими требованиями по обзорности. Когда разрабатывался автобус, они еще не действовали, но уже начинали внедряться. А данная модель имела некие ограничения, не вписывающиеся в новые стандарты. Была перспектива выпуска и поставки МАЗ-106 на экспорт в те страны, где подобные требования сертификации не такие жесткие или вовсе отсутствуют, как в некоторых странах Африки. Но для серийного производства требовались гарантированные заказы, спрогнозировать которые на тот момент никто не мог. Вторая же проблема связывалась с внешним видом. МАЗ-106 демонстрировался на нескольких выставках, где посетители высказывали замечания, что он сильно напоминает грузовик, его дизайн был своеобразным, необычным и мог "отпугнуть" некоторых потенциальных покупателей.
В итоге из-за невозможности внесения принципиальных серьезных изменений в конструкцию МАЗ-106, автозаводцы оставили его в единственном экземпляре как действующий макет для отработки различных технических решений будущих автобусов. Машина оказалась надежной и какое-то время эксплуатировалась на самом автозаводе для перевозки людей в служебных целях. Затем опытный МАЗ-106 был передан в подшефное МАЗу агрохозяйство, где позднее он был списан и закончил свой земной путь. Но он навсегда остался в истории как первый автобус МАЗ среднего класса. Позднее ему на смену разработали новый автобус среднего класса МАЗ-256, представленный в 2004 году и серийно выпускавшийся до 2014 года, но уже с привычным и заново созданным автобусным кузовом без элементов "грузового" дизайна.
Некоторые подробности про опытный автобус МАЗ-106 из статьи "Был 106, стал 256" К. Ушанова (журнал "Грузовик Пресс" №8 за 2006 год):
Впервые минский автобус, построенный на базе среднетоннажника МАЗ-4370, я увидел на московском «Мотор-шоу’ 2000» на стенде Минского автозавода. Мне тогда показалась оригинальной концепция МАЗ-106. Специалисты минского автобусного производства взяли шасси среднетоннажного грузовика, убрали заднюю стенку кабины и присоединили к ней «коробку» пассажирского кузова, в которой установили 28 удобных сидений. Получился симпатичный вариант междугородного автобуса. Сказать, что шасси минского автобуса среднего класса отличается какой-то оригинальностью, нельзя, поскольку специально его под автобус не переделывали: рама, передний и задний мосты, тормозная система с АBS - в общем, все от стандартного МАЗ-4370. Даже водительская и пассажирская двери, как и сам передок автобуса, - от «Зубрёнка». Кузов снабжен только одной сдвижной дверью для пассажиров, которую конструкторы расположили прямо за передним правым колесом. В открытом состоянии дверь освобождает удобный вход в салон автобуса, правда, с большим количеством ступеней. Салон внутри разработан, как для большого туристического автобуса. Пассажирские анатомические сиденья с откидывающимися спинками снабжены складывающимися подлокотниками, причем изготовитель этих сидений - белорусское предприятие. Каждое сиденье снабжено индивидуальным освещением и вентиляцией. Ноги пассажиры могут поставить на специальные убирающиеся подножки. Отрабатывался и вариант интерьера с вещевыми полочками над обоими рядами сидений. В общем, на тот момент новая модель минского автобуса привлекла внимание специалистов оригинальностью и непохожестью на машины, которые производила российская автобусная промышленность. На российском рынке автобусов с двигателем переднего расположения преобладали южнокорейские машины среднего и малого класса, такие как Hyundai County, Hyundai Town. Именно в этот период южнокорейские компании ринулись штурмовать российский автобусный рынок. Тогда, в 2000 году, мне удалось побеседовать с директором АМАЗа Геннадием Александровичем Синеговским (позднее Генеральный директор РУП «Минский завод колесных тягачей») о перспективах развития автобусного производства на МАЗе. Я спросил его о перспективах нового автобуса МАЗ-106. Ответ директора, мягко говоря, покоробил: «В принципе - никаких. Данная модель создавалась очень просто (поскольку это был своеобразный эксперимент): мы взяли шасси серийного среднетоннажника со стандартной кабиной, обрезали ее заднюю стенку и присоединили автобусную «коробку». Вот и получился автобус с передним расположением силового агрегата. Не очень, конечно, совершенная конструкция. В перспективе мы перекомпонуем моторный отсек, он займет привычное для автобусов место в заднем свесе машины. Есть еще много всяких мелочей, которые требуют доработок. Например, будет переделан передок автобуса, в частности увеличится площадь лобового остекления, подвергнется модернизации нижняя часть кабины и бампер. В том виде, в котором сейчас существует МАЗ-106, можно будет его увидеть только в исполнении для села. В других вариантах переднее расположение двигателя предполагается исключить». Разговор этот произошел в 2000 году, а МАЗ-106, который понравился не только мне, но и многим специалистам и, самое главное, посетителям «Мотор-шоу’ 2000», являющимся потенциальными пассажирами минских автобусов, так и остался в единственном экземпляре, как говорят специалисты - «невестой».
Краткие технические характеристики опытного автобуса МАЗ-106:
Число пассажирских мест: 27 (не считая водителя, салон в пригородном/междугороднем исполнении);
Двигатель: дизельный ММЗ Д-245.30 Евро-1, рабочий объем 4,75 литров, мощность 155 л.с. при 2400 об./мин., крутящий момент 520 Н*м;
КПП: механическая СААЗ-433420, количество передач 5;
Задний ведущий мост с передаточным числом 3,90;
Тормозная система с ABS;
Максимальная скорость 110 км/ч.
Нет комментариев