«В сказку верить не забудь – в ней таится жизни суть» – русская народная поговорка. Такие произведения учат людей доброте, мудрости, ответственности и любви к природе. Некоторые родители читают сказки своим детям на ночь. И молодое поколение познаёт из них моральные ценности с юных лет. В наше время фольклорные произведения легче найти, чем раньше, во времена, когда их только слушали и запоминали. Сейчас книги покупают в магазинах или берут в библиотеках. Но когда люди придумали первую сказку?
В начале истории о появлении нового жанра стоят скоморохи. С помощью сказок они веселили царей перед сном. Потом произведения распространились в народе, их рассказывали поначалу мужчины, а потом и женщины. Екатерина II, Всероссийская императрица, даже сама написала две сказки «О царевиче Хлоре» и «О царевиче Февее» для своих внуков.
Первый сборник народных сказок создал историк Александр Николаевич Афанасьев в конце 18 века. Его работа включает в себя не только русские, украинские и белорусские, но и мировые произведения. Историк первым собрал такое большое количество фольклорных сказок в один сборник. В него входят такие произведения, как «Кощей Бессмертный», «Царевна-лягушка», «Алеша Попович», «Баба Яга», «Лиса и журавль», «Морозко» и другие. В 19 веке народные сказки появились и в школьных учебниках.
Позже сказания стали также авторским достоянием. Они послужили стимулом для развития сказок, как литературного жанра. Например, работы Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина тоже считаются сказками. Автор вкладывал в них поучительный смысл. Литературные критики провели аналогию животных из сказок Михаила Евграфовича с человеком нашего времени. Также эксперты уделили внимание народному языку его сказок. Автор подражает русскому фольклору, ведь вкладывает в свои произведения жизненные мудрости, которые актуальны и в наши дни. С помощью них люди, особенно молодое поколение, учатся нравственности, пониманию мира и людей, осознанию своих чувств и эмоций.
Интересные факты
1. По мнению литературоведов, народная сказка на Руси появилась в IX-X веках. Её основу составляли мифы и народный фольклор. В сказках нашли своё отражение мировоззрение человека того времени, исторические события и традиции.
2. Вместо слова «сказка» на Руси использовали слова «баснь» и «байка». А вместо фразы «рассказывать сказку» употребляли глагол «баять».
3. Поначалу сказки предназначались для развлечения: их часто рассказывали шуты при дворах князей или богачей, а также скоморохи на площадях. Несколько позже сказки стали носить поучительный характер, их стали рассказывать детям.
4. Самым известным и полным сборником русских народных сказок является издание «Народные русские сказки», составленное русским собирателем фольклора А.Н. Афанасьевым в 1855-1863-е гг. Он впервые классифицировал объёмный материал русских сказочных сюжетов и сопроводил их научным комментарием.
5. Известно, что действия сказки о Колобке происходили в Ульяновске. В Симбирской губернии (Симбирск – старое название Ульяновска) часто готовили «колебятки» - последний хлеб из квашни. Выглядели они как Колобок из одноимённой сказки.
6. К слову о «Колобке» - сюжет этой сказки имеет под собой фактическое отражение природного явления в представлении славян. В первоначальном варианте сказки каждое из животных, встретившихся на пути колобку, откусывало от него какую-то часть. Постепенно главный персонаж сказки становится похожим на Луну, а его уменьшение олицетворяет собой лунные фазы.
7. В сказке «Репка» присутствует глубокий символизм. Так, Репка считается символом Солнца, которое нужно вызволить из Подземного царства, чтобы на Землю пришёл день. По другой версии, Репка заключает в себе накопленные знания главного в роде – Дедки. Весь последующий род сможет воспользоваться этими знаниями, только если не прервётся связь поколений. Поэтому лишь все вместе персонажи сказки добиваются цели.
8. Помните сказку «Гуси-лебеди»? Сестрица отправляется на поиски младшего брата, которого унесли в лес слуги злой Бабы Яги – гуси-лебеди. Однако по мнению лингвистов, девочка отправляется не в лес, а в царство мёртвых. По пути она встречает множество символов жизни: яблоня, печь, хлеб. Но она отказывается от них и подходит к молочной реке с кисельными берегами. Как известно, кисель и молоко подают на поминках, так как они являются ритуальными блюдами. Таким образом, река – граница мира живых и мира мёртвых.
9. Сказка «Морозко» также не так проста, как кажется на первый взгляд. Так, главная героиня Настенька отправляется в лес вовсе не из-за прихоти злобной мачехи, а согласно старинному славянскому обряду. Все девицы должны были пройти испытание, чтобы стать выносливыми, кроткими и терпеливыми. Для этого отец Настеньки и отвёз её в лес, а на все вопросы Морозко «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» та кротко отвечала «Тепло, Морозушко, тепло, Батюшка». Поэтому она и была вознаграждена, так как справилась с тяжёлым испытанием.
10. А вот в сказке «По щучьему веленью» отразился образ всего русского народа. Кто не любит лежать на печи да ничего не делать? Но пойманная Емелей щука выступает символом трансформации, преображения и очищения. С помощью щуки Емеля меняется и становится лучше. И всё это происходит по одному лишь «щучьему веленью, да моему хотенью». Отсюда и главный посыл сказки – ничего невозможно исправить, если сам того не захочешь.
https://bibl-ugorsk.ru/history_page/dates.php/63497/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=63633
Нет комментариев