Михаил Болдырев из Синих Липягов рассказал о службе на границе с Китаем
Есть такая профессия — Родину защищать. Эта фраза не просто красивое выражение, а реальность для тех, кто носит армейские погоны. Накануне Дня пограничника корреспондент «ЛЗ» пообщалась с Михаилом Болдыревым — человеком, который хранит память о службе на границе с Китаем.
Служить на границе
Михаил Николаевич родился в 1972 году в селе Синие Липяги в многодетной семье. После окончания 10 классов устроился работать комбайнером в местный колхоз. В 18 лет ему вручили повестку.
— От армии в те годы не «косили», не было такого. И когда пришла повестка, я был сразу готов отправиться хоть куда, — вспоминает Михаил.
Призывникам еще в военкомате сообщили, что они будут направлены в пограничные войска. Сначала Михаил проходил службу в Закавказском пограничном округе, на иранской границе. Вместе с односельчанином Вадимом Кирюшиным он прошел меж-
окружную сержантскую школу в Азербайджане, где ему присвоили звание младшего сержанта.
— Когда был в сержантской школе, помогал делать баню и за это получил поощрение заместителя начальника тыла майора Реутского. Меня спросили, куда хочу отправиться. Я ответил — на Дальний Восток, — сказал Михаил.
Родители не препятствовали выбору сына и восприняли это как должное, хотя мама Александра Федоровна все равно переживала за Михаила, который был так далеко от дома.
«Брусиловка»
16 мая Михаил вместе с другими сержантами выехал из Азербайджана в Читу. По распределению он попал в учебку, где еще четыре месяца обучал молодых призывников. После окончания курсов его направили в комендатуру, где он прослужил месяц, а затем — на 1-ю линейную пограничную заставу «Брусиловка», в 7 тыс. км от родного дома. Там земляк служил больше года.
Служба на заставе была непростой, но Михаил вспоминает ее с теплотой. Он был заместителем начальника технической группы, водителем. На машине ЗИЛ-131 «Багульник» возил связистов. Пограничный состав на заставе был небольшим, но дружным. Личный номер Михаила — 36, как сейчас номер нашего региона.
— Помню, как встречали Новый 1992 год. Нас было всего девять человек. Не пожалел ни разу, что попал именно в эти войска, а именно на эту погранзаставу. С бывшими сослуживцами общаемся по сей день. Вспоминаем, как несли службу. Помогаем друг другу. В январе умер наш начальник заставы, он жил в Подмосковье. Мы с ребятами собрали деньги на венок, и наш сослуживец, живущий в Москве, отвез его на могилу, — рассказал Михаил.
Линия заставы составляла около 23 км: левый фланг — 11 км, правый — чуть больше. Не было команд «подъем» и «отбой» — выходили по сработке системы «Застава в ружье», тревожная кнопка на выезд. Группа брала с собой собаку и выдвигалась — в любое время суток. У каждого была своя служба. Расчетный день начинался с семи часов вечера.
На границе служили четыре собаки, за них отвечал старший сержант Валерий Нефедов. Каждый день с ними велась следовая работа.
— Основная задача пограничников — обеспечить безопасность границы и исключить незаконное проникновение на территорию нашей страны и за ее пределы. Мы задерживали нарушителей, а причины их действий выясняли органы госбезопасности. Мы, рядовые солдаты, обычно не знали, с какой целью человек пересекал рубежи. Однако у нас серьезных случаев пересечения границы со стороны Китая не было — в основном, нарушали, когда ловили рыбу, — сказал Михаил Болдырев.
Один раз его по семейным обстоятельствам отпустили в отпуск на родину.
Армейские развлечения
Погодные условия на заставе, по словам Михаила, были нормальными: летом — как у нас, зимой — чуть холоднее.
Развлечениями для бойцов служили фотоаппарат, фильмы, иногда — рыбалка на реке Аргунь, по которой проходит граница.
— Был фотоаппарат, делали снимки и сами их печатали. Смотрели фильмы, местный житель иногда приносил нам новые, — рассказывает Михаил.
Еще на заставе была небольшая ферма, небольшой огород, где они сами сажали овощи, из которых потом готовили в столовой.
Школа жизни
Природное чувство юмора, легкий характер и оптимизм помогали Михаилу преодолевать тяготы службы. И хотя за это время он приобрел хороших друзей, весть о дембеле воспринял с радостью. В ноябре Михаил демобилизовался.
— Перед уходом по традиции раздал всем по сигарете. Мы их выкурили, побратались. Дежурный включил «Застава в ружье». Сослуживцы на руках посадили меня в машину и толкали ее, пока она не пересечет ворота. Только тогда ее завели, и я поехал, — вспоминает Михаил.
Его просили остаться и продолжить службу по контракту, но Михаила тянуло домой. Хотя сейчас он немного жалеет об этом, ведь погранзастава «Брусиловка» осталась в его сердце навсегда.
После армии Михаил познакомился с Татьяной. Как он рассказывает, они встречались всего две недели и засватались. Свадьба была зимой. Уже 32 года они живут душа в душу. У Михаила и Татьяны две дочери — Надежда и Елизавета.
Супруга и дочери знают, с каким трепетом Михаил относится к своему празднику и всегда всей семьей поздравляют его.
— Граница — это моя школа жизни. Она научила меня в первую очередь ответственности, самостоятельности, настоящей мужской дружбе. Человек, который прошел такую школу, уже ощущает себя по-другому. Он способен оценить свои возможности, добиваться всего, что задумал. Это место, где ты с самого начала приучаешь себя принимать решения, где получаешь уверенность в своих силах, — говорит Михаил Болдырев. — Хочу поздравить своих сослуживцев и всех погранцов с нашим праздником. Мирного неба всем, а ребятам, которые выполняют сейчас боевые задачи на границах — выносливости, терпения. Победа обязательно будет за нашей армией!
Сейчас в поселке Брусиловка живут всего восемь человек, а самой заставы уже нет, разобрали местные.
Много интересного может вспомнить пограничник. И чувствуешь, что воспоминания для него — предмет особой гордости. Ведь, как говорят, пограничников бывших не бывает.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев