Но это не единственное, что изобрел и создал Владимир Григорьевич.
Владимир Григорьевич Шухов родился 28 августа 1853 в г. Грайворон Курской губернии в небогатой дворянской семье.
Впервые один из предков Шухова по отцовской линии получил титул от Петра I за храбрость, проявленную в Полтавском сражении, но это дворянство, по-видимому, было личным.
До потомственного дворянства дослужился дед Владимира Григорьевича, получивший его (согласно табели о рангах) вместе с обер-офицерским званием. Впрочем, этот титул успел унаследовать только младший из его сыновей — Григорий Петрович Шухов, родившийся в 1827 — отец Владимира Григорьевича.
Мать Владимира Григорьевича Вера Капитоновна, урождённая Пожидаева, происходила из более знатной семьи курских помещиков.
Её отец, подпоручик Капитон Михайлович Пожидаев, скончался в 1848 году, на балу, куда отправился, не вылечившись после тяжёлого ранения, полученного на Кавказской войне.
По сохранившимся воспоминанием В. Г. Шухова, кроме ума и красоты, его мать отличалась тяжёлым, деспотичным характером, а уровень благосостояния, который мог обеспечить Григорий Петрович, не бравший взяток на службе, не соответствовал тому, к чему она привыкла в детстве.
10 декабря 1853 года Г. П. Шухов сдаёт дела в Грайвороне и возвращается с семьёй в Курск. В 1856 году под влиянием жены он подаёт прошение о переводе в столицу, и Шуховы переезжают в Петербург.
Однако на маленького Володю и его сестру эти перемещения родителей оказывают не сильное влияние: они воспитываются у бабушки, в Пожидаевке.
Именно бабушка научила четырёхлетнего Володю Шухова читать. С детства будущий инженер проявляет тягу к конструированию, устраивает возле дома фонтан, строит на ручье маленькую действующую водяную мельницу.
А в 1860 году отец берёт с собой детей в гости к академику астроному Карлу Христофоровичу Кнорре. Посещение обсерватории Кнорре произвело на мальчика сильное впечатление, именно с него началось серьёзное увлечение Володи естественными науками.
Окончив гимназию в 1871 году, Шухов, по совету отца, поступил на инженерно-механическое отделение Императорского Московского технического училища (ныне — Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана) «казённокоштным студентом», выдержав серьёзный конкурс.
ИМТУ в то время было передовым учебным заведением, в котором большое внимание уделялось математической подготовке и, при этом, студенты знакомились с практическим производством — обучались в мастерских: токарных (по дереву и металлу), слесарной, модельной, литейной, кузнечной и т. д.
Среди друзей и одноклассников Шухова был и будущий профессор Пётр Кондратьевич Худяков, вундеркинд, поступивший на подготовительные курсы ИМТУ, когда ему ещё не было одиннадцати.
Подобно другим студентам, Шухов старается поддерживать контакты с основателем петербургской математической школы академиком П. Л. Чебышёвым.
В последний год обучения студент Шухов зарегистрировал своё первое изобретение — паровую форсунку («прибор, производящий разбрызгивание мазута в топках, используя упругость водяных паров»). Такая форсунка не только стала впоследствии одной из «изюминок» паровых котлов «Конторы инженера Бари», но и спустя 21 год, в 1897, украсила обложку книги Д. И. Менделеева «Основы фабрично-заводской промышленности».
Талантливый студент был замечен преподавателями. В частности, после окончания с отличием в 1876 году училища Шухову было предложено место ассистента у Чебышёва (от которого он отказался). Затем в составе научной делегации Шухов был направлен для ознакомления с достижениями промышленности в США — на Всемирную выставку.
Именно тогда, на Всемирной выставке Шухов познакомился с американским инженером русского происхождения Александром Вениаминовичем Бари.
Вернувшись из командировки в Соединённые Штаты и, воспользовавшись своими знакомствами с известными российскими инженерами, начал сотрудничество с Людвигом Нобелем. Вспомнив о Шухове, Бари пригласил его в Баку, где тогда начиналось бурное развитие нефтяного дела.
Здесь, по заказу братьев Нобель, Шухов и Бари строят первый в Российской империи нефтепровод, соединяющий Балаханы и Чёрный город (заводской район Баку), где тогда перегоняли нефть.
Владельцы гужевых повозок, перевозивших нефть, неоднократно поджигали и разрушали строящуюся магистраль, и для охраны по всей её длине были поставлены караульные будки.
Строительство было закончено, и нефтепровод протяжённостью 10 километров, был введён в эксплуатацию в декабре 1878 года. Нефтепровод позволял перекачивать при помощи парового насоса по трёхдюймовой трубе до 1280 тонн. За первый месяц работы по нему было перекачено 841 150 пудов (около 13 779 тонн) нефти, и в течение года строительство полностью окупило себя.
Здесь же Шухов разработал и построил первые в мире цилиндрические резервуары-нефтехранилища.
Комментарии 3