Компьютерные игры давно стали неотъемлемой частью жизни подростков, но их влияние на мозг и поведение до сих пор вызывает вопросы. Могут ли игры провоцировать агрессию и как родителям контролировать процесс — читайте в материале 56orb.ru . Как разные жанры игр влияют на подростков Как отмечает врач-психиатр, судебно-психиатрический эксперт Антон Шестаков, подростковый мозг кардинально отличается от взрослого. До 25 лет активно формируется префронтальная кора — область, отвечающая за планирование, контроль импульсов и принятие решений. — Представьте дом, где идет капитальный ремонт: основные функции работают, но временами что-то может «коротить». Именно поэтому подростки более восприимчивы к любым внешним воздействиям — как положительным, так и отрицательным. Игры в этом смысле не исключение, они становятся частью среды, в которой формируется личность, — поясняет 56orb.ru специалист. Вопреки популярному мнению, качественные исследования показывают: правильно подобранные игры действительно могут развивать когнитивные функции. Память и внимание. Экшен-игры тренируют способность быстро переключаться между задачами и удерживать в поле зрения несколько объектов одновременно. Некоторые подростки благодаря играм учатся лучше концентрироваться на учебе — при условии, что игровое время ограничено разумными рамками. Пространственное мышление. Трехмерные игры, особенно головоломки и платформеры, улучшают способность мысленно поворачивать объекты и ориентироваться в пространстве. Это напрямую помогает в изучении геометрии, физики, даже в обычной жизни. Скорость реакции. Здесь игры вне конкуренции. Регулярная игра в динамичные жанры действительно ускоряет время реакции — иногда на десятки миллисекунд, что может быть критично, например, при вождении. — За годы практики я заметил закономерность: влияние игр сильно зависит от жанра. Стратегические игры развивают планирование и системное мышление. Подростки, увлекающиеся стратегиями, часто лучше справляются с многозадачностью и долгосрочным планированием. Шутеры от первого лица тренируют реакцию и пространственную ориентацию, но требуют особого внимания к содержанию. Ролевые игры развивают эмпатию через принятие различных ролей, учат понимать мотивы разных персонажей, — рассказывает врач-психиатр. Компьютерные игры и агрессия: есть ли связь? Самый частый вопрос, который задают врачу-психиатру: действительно ли игры делают детей агрессивными? Как эксперт, который регулярно сталкивается с подростковой агрессией в судебной практике, Антон Шестаков ответил честно: прямой связи нет. — Современные масштабные исследования не подтверждают теорию о том, что игры сами по себе провоцируют агрессивное поведение. Да, сразу после игры в шутер у подростка может повыситься возбудимость, но это временное состояние, как после просмотра боевика или спортивного матча. Реальная агрессия формируется комплексом факторов: семейная обстановка, социальная среда, особенности личности. Игры могут стать катализатором уже существующих проблем, но не их причиной. В моей практике агрессивные подростки чаще имели проблемы в семье, школе или со сверстниками. Игры для них становились способом справиться со стрессом, а не источником агрессии, — подчеркнул эксперт. Игра как лекарство и как провокатор стресса С одной стороны, игры могут быть отличным способом снять напряжение. Погружение в виртуальный мир помогает «переключиться», дает мозгу отдохнуть от реальных проблем. С другой стороны, некоторые игры повышают уровень кортизола — гормона стресса. Особенно это касается соревновательных онлайн-игр, где важен рейтинг и результат. Ключевой момент — умение «выйти» из игры. Здоровый подросток может остановиться и переключиться на другие дела. Проблемы начинаются, когда игра становится единственным способом справляться с эмоциями. Признаки, что пора бить тревогу Нарушение режима. Если подросток регулярно играет всю ночь, пропускает приемы пищи или игнорирует базовые потребности ради игры — это серьезный повод для беспокойства. Эмоциональная нестабильность. Резкие перепады настроения, связанные с игровыми успехами и неудачами, агрессивная реакция на попытки ограничить игровое время. Социальная изоляция. Отказ от реальных встреч с друзьями, прогулы школы ради игр, потеря интереса к хобби и активностям, не связанным с компьютером. Академическая деградация. Резкое падение успеваемости, которое совпадает с увлечением играми. — Опасность в том, что игры формируют дофаминовую «петлю». Повторяющиеся действия, яркая стимуляция, быстрые награды — все это формирует устойчивую привычку. Рецепторы «привыкают», и мозг требует все больше стимуляции. Тогда реальный мир начинает проигрывать: он не может дать такой же яркости и частоты вознаграждений. Подростку становится скучно жить обычной жизнью: сидеть на уроке, читать книгу, общаться без спецэффектов, — высказала мнение организационный психолог, психолингвист Елизавета Ефремова. Правила безопасного игрового времени По словам кандидата психологических наук, основателя Института Адаптивного Интеллекта, разработчика концепции адаптивного интеллекта Валерия Гута, самый правильный путь — не запреты, а диалог. Ребенок может раскрыться не сразу, особенно, если раньше он уже конфликтовал с родителями по этому поводу. Поэтому важно проявить терпение и продемонстрировать искренний интерес к нему. Поняв, что именно дает игра, можно вместе подумать, какие альтернативные возможности реальной жизни способны удовлетворить те же потребности. Что стоит делать родителям: Вместе выбирать игры с учетом возраста и психологического развития ребенка. Играть вместе и обсуждать процесс — это путь к взаимопониманию и близости. Внимательно наблюдать за эмоциональными реакциями и поведением ребенка до и после игры. Проговаривать приемлемые временные рамки и придерживаться их. Обсуждать, что отделяет игру от реальной жизни и почему это важно. Предлагать альтернативные занятия: спорт, творчество, живое общение. Личными примерами показывать адекватное отношение к цифровому миру, соблюдать цифровую гигиену. Создавать дома доверительную и доброжелательную атмосферу, в которой ребенку будет безопасно и приятно находиться. Компьютерные игры могут как отвлекать ребенка и вызывать привыкание, так и помогать ему развивать навыки. Главное — что ребенок делает в игре и как часто играет. В итоге игры могут быть просто веселым времяпрепровождением, а то, как они влияют, во многом зависит от родителей.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев