Ровно 100 лет назад в Оренбург прибыли первые автобусы. Новшество горожане, привыкшие передвигаться на извозчиках, приняли не сразу. Они даже намеренно ломали технику! Как запускали первые автобусы, сколько платили водителям и чем это похоже на нынешнюю транспортную реформу? Сегодня жители Оренбурга много жалуются на работу общественного транспорта. Редакция 56orb.ru решила узнать: а как дела с этим обстояли… ну, скажем, 100 лет назад? Наш корреспондент полистал подшивку областной газеты «Смычка» столетней давности и обнаружил там очень интересные факты. Вы будете удивлены, но некоторые нынешние проблемы были актуальны и тогда! Сколько стоил проезд в автобусе 100 лет назад До 1925 года в Оренбурге было мало общественного транспорта. Трамвайные линии не могли соединить окраины города с центром, поэтому многие люди не имели возможности добираться до работы без проблем. Местные власти решили закупить автобусы. Закупку оформили в мае 1925 года у «Автопромторга», которые, в свою очередь, закупали американские автобусы из Детройта. Переправляли их пароходом. В Оренбург должны были доставить 10 машин марки «Форд» на сумму 34 тысячи рублей. В салон на сидячие места помещалось примерно 12 человек, а вот стоячие — сколько залезут. В некоторых салонах даже горел свет. Гараж для новеньких автобусов устроили в бывшем Народном доме (сейчас на его месте Музкомедия). Движение автобусов по маршруту «Вокзал — Виадук», от станции Оренбург до района проживания основной части пролетариата города (Маяк, Красный городок, Новостройка) началось в субботу 10 октября 1925 года в 12:00. После непродолжительного митинга все желающие за плату поехали по маршруту. За проезд платили за каждую станцию или полустанок. Стоимость проезда за «станцию» Горисполком определил в 10 копеек, полустанок — 5 копеек. В итоге чистая выручка в день выходила от 400 до 600 рублей. Отметим, что первые автобусы были скорее в новинку и воспринималось больше как развлечение. Ребятня цеплялась за подножки, за что не раз получала от взрослых. Дети, кстати, буквально вставляли палки в колеса автобусам на остановках или подкладывали камни, чтобы во время движения пассажиров трясло. Сколько платили водителям в 1925 году? Желающих водить автобусы было больше, чем вакансий. В итоге, после жесткого отбора, водителей наняли. К ним в пару ставили кондукторов, которые должны были брать оплату за проезд и озвучивать остановки. Не обделяли водителей и кондукторов зарплатой. Известно, что на 1 января 1926 года водитель автобуса ежемесячно получал 52 рубля 50 копеек. Много это или мало? Давайте соотнесем с ценами на продукты в то время, а потом пересчитаем обратно на нынешние деньги. Итак, в 1926 году водитель мог купить на всю зарплату: либо 80 килограммов мяса 1 сорта за 60 копеек (сейчас, чтобы столько купить, нужно заплатить больше 33 тысяч рублей), либо 1750 килограммов картофеля (сегодня такая закупка обошлась бы в 117 тысяч рублей), либо 164 килограмма пшеничной муки (сейчас это будет стоить примерно 11,5 тысяч рублей), либо 18 килограммов красной кетовой икры кеты (ну, тут нынешним водителям остается только завистливо облизнуться: это 270 тысяч рублей на нынешние деньги). Кстати, у милиционера в то время зарплата была 40 рублей в месяц, а агроном — важнейшая и дефицитнейшая специальность того времени — получал 120 рублей, то есть в 2 с небольшим раза больше. Оклад кондуктора составлял 33 рубля. И шофер, и кондуктор имели пять выходных в месяц, то есть фактически работали 6 дней в неделю. На что оренбуржцы жаловались 100 лет назад? Спустя год работы первых автобусов в Оренбурге в газете «Смычка» вышла небольшая заметка, подводящая итоги. В ней журналист под псевдонимом В.П. писал, что работает автобусное движение в городе прекрасно. За год с помощью автобусов получилось решить квартирный вопрос: большинство рабочих переехали из центра в более дешевые квартиры на окраинах, ведь теперь они могли добраться до своих заводов на автобусах. Парк пополнился еще автобусами, который привезли из Австрии. Из минусов только то, что уличные хулиганы и извозчики, которых оттеснили из города, постоянно портили автобусы. Автор заметки просит пассажиров не стоять в стороне и защищать «стальных коней» от нападок. Автобусному движению в Оренбурге — век: что изменилось после транспортной реформы? И так, с момент запуска первых автобусных маршрутов прошло 100 лет. За это время город сильно разросся, обрастая все новыми и новыми районами. В честь этого год назад мэрия Оренбурга решила не только обновить автобусный парк, купив большие автобусы «ЛиАЗы», но еще и актуализировать маршруты. Так появились новенькие направления с буквами «Н» возле номера. Их можно даже отследить на картах, пусть и не всегда. Уже прошел год с начала транспортной реформы. Стало ли лучше? В некотором отношении да. Конечно, никто новые автобусы не колотит (ни частники, которых согнали с маршрутов, ни таксисты, ни пассажиры), спрос на работу транспорта все еще есть. Но если 100 лет назад отбоя от желающих «крутить баранку» не было, то сейчас водителей не заманишь в салон даже за 100 тысяч рублей. Чтобы хоть как-то восполнить нехватку кадров, перевозчики даже стали нанимать и обучать женщин. В целом можно сказать, что за целый век работы общественного транспорта все пришло в заметный упадок. Пусть новые микрорайоны и соединили с городом маршрутами, но по ним так и не пустили достаточное количество автобусов. Пусть машины никто из горожан не портит, зато водители справляются с этим сами, частенько попадая в аварии. По мнению специалистов, ситуация с транспортом в городе скатилась до периода 90-х.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев