Посмотрим, на каком основании это делается и что мы можем на это ответить.
Конечно, для любого человека, хотя бы несколько знакомого с православным учением, христианскими праздниками, это звучит не просто нелепо, а абсурдно. Как можно обвинять в каких-то антиженских настроениях религию, если в ней почитают Богородицу, то есть именно Женщину. Посредством Женщины пришёл в мир Богочеловек Иисус Христос. Именно Дева Мария была избрана для того, чтобы послужить тем путём, через который пришло в мир наше Спасение. Уже одного этого было бы достаточно, чтобы опровергнуть все нападки на православие в данном отношении.
Но, допустим, что Богородица – это такое уникальное исключение, Она рассматривается уже не как обычная земная женщина. Но ведь и в отношении многих других женщин мы замечаем удивительно уважительное отношение и признание того, что они могут быть не менее верными последователями Христа, чем мужчины.
В Писании мы встречаем множество упоминаний о добродетельных женщинах, которые служили Христу и апостолам своим имением, принимали их во время странствий. Можно вспомнить, наконец, про жён-мироносиц. Именно женщины первыми пришли ко Гробу Господню, чтобы выполнить все необходимые погребальные обряды. Мы не знаем, что в это время происходило с учениками-мужчинами. Писание молчит об этом. Однако вполне могло быть и такое, что по обычной нашей человеческой слабости в их среде царила не только печаль, но и разочарование. Они увидели смерть Того, Кто должен был, казалось бы, быть торжествующим победителем и царём. Они могли также опасаться и за свою судьбу, понимая, что учеников Иисуса будут преследовать.
Однако женщины не думают обо всём этом, они идут отдать дань памяти тому, кого любили. И неудивительно, что им первым была дарована радость знания того, что обещание Христа исполнилось – Он воскрес и вновь готов встретиться со своими друзьями и учениками.
Атеисты, однако, в большинстве случаев подобными доводами не удовлетворяются. Да, говорят они, может быть, в Евангелии действительно говорится о женщинах с уважением, но христианство ведь складывалось не только под влиянием евангельских текстов, большую роль в формировании православного канона и традиций сыграл апостол Павел. Ну а вот он точно ведь был женоненавистником. На что опираются люди, предъявляющие данные обвинения?
Обычно любят приводить следующие слова апостола: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5, 22-23). Необходимость повиноваться мужу, да ещё столь безоговорочно, для многих звучит уже как нечто дискриминационное.
В данном случае мы сталкиваемся с одним из достаточно распространённых манипулятивных приёмов в дискуссии. Он заключается в том, что человек в принципе говорит правду, но не всю правду. Если бы апостол ограничился в описании отношений внутри семьи только этой фразой, то действительно, можно было бы говорить о некой приниженности женщины. Однако ведь святой Павел сказал также: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5, 25). То есть степень любви к своим жёнам должна быть воистину беспредельна, раз уж она уподобляется любви Христа к своей Церкви, то есть ко всем христианам.
Если эти две фразы воспринимать как единое наставление, данное мужьям и жёнам, то при всём желании нельзя увидеть в нём никакого дискриминационного характера. Речь идёт исключительно о том, что в семье должна царить любовь и взаимное уважение между супругами.
Однако атеисты не сдаются, от Писания они переходят уже к церковным канонам и традициям, причём здесь уже зачастую обвинения звучат исключительно в адрес православия, которое отличается удивительной нетолерантностью, по сравнению со многими протестантскими конфессиями. Речь идёт о том, что женщина в Православной Церкви не может быть священником, что якобы является доказательством её дискриминации.
В данном случае стоит напомнить о том, что у людей вообще разные судьбы, разные призвания и предназначения. И это вовсе не значит, что один человек чем-то хуже в глазах Господа или людей.
Женщины чувствуют себя обиженными тем, что им не дают возможности стать священниками? В большинстве случаев те, кто возмущается дискриминацией, не то что не имеют таких планов, но позиционируют себя как убеждённые атеисты, которым просто не по душе терпеть такую несправедливость. Звучит несколько странно. Если уж для атеиста религия и выполнение религиозных обрядов по определению являются чем-то глупым и бессмысленным, то стоило скорее порадоваться за женщин, которые избавлены от опасности посвятить всю свою жизнь какой-то бессмыслице.
Положим, есть всё-таки женщины, которые считают себя христианками, но при этом хотели бы стать священниками и чувствуют себя обиженными из-за невозможности добиться этого. Но давайте попросим их ответить на вопрос, а зачем, собственно, они хотят стать священниками? Если дело в том, что они хотят послужить Богу и людям, если мечтают о том, что будут способствовать распространению христианской веры, то очевидно, что для всего этого вовсе не нужно обязательно становиться именно священником. В Церкви найдётся место для служения каждого человека. И христианское рвение женщины в данном случае может быть полностью удовлетворено. Этому есть множество примеров. Огромное количество женщин занимаются благотворительностью, христианским просвещением, миссионерством. Их вклад в это дело может быть ничуть не меньше мужского.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5