+ ПАСХА КРАСНАЯ + 18 АПРЕЛЯ 1993 ГОД +
Ранним ПАСХАЛЬНЫМ УТРОМ, 18 АПРЕЛЯ 1993 г., в ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ, мученическую кончину приняли трое насельников обители — иеромонах ВАСИЛИЙ, инок ТРОФИМ и инок ФЕРОПОНТ.
ИЕРОМОНАХ ВАСИЛИЙ — Игорь Росляков (1960 г.р.) приехал в Оптину 17 октября 1988 года. 23 августа 1990 г. был пострижен в монашество, а через 3 месяца рукоположен во иеромонаха.
ИНОК ТРОФИМ — Леонид Татарников (1954 г.р.) приехал в Оптину в августе 1990 года и обрел здесь то, что долго искала его душа. Через полгода был принят в число братии, а 25 сентября 1991 г. пострижен в иночество.
ИНОК ФЕРОПОНТ — Владимир Пушкарев (1955 г.р.) мечтал о монашестве. В Оптину пришел пешком летом 1990 г. На Кириопасху 1991 г. был одет в подрясник, через полгода — на Покров Богородицы — пострижен в иночество.
+ + +
Своими воспоминаниями поделился иеросхимонах отец Серафим, в 1993 году – иеромонах Михаил:
– Отец Василий, отец Трофим, отец Ферапонт – это люди, которые подвизались, искали Бога и созрели для Вечной Жизни. Отец Василий был ярким человеком, ему Господь даровал мощный дар проповеди, дар слова. А стихи духовные какие он писал! Молитвенник. На нем была такая благодать… Он шел впереди всех!
Отец Ферапонт молился. Он и молчал, потому что молился. Когда молишься – не до суетных разговоров… У него в дневнике последняя запись – слова Исаака Сирина: «Молчание есть таинство будущего века». Царской силы был человек и физически, и духовно. Он каждую ночь вставал и творил пятисотницу. Ночью – отрывая время у сна. Пятисотницу ночью мало кто делает… На пол – телогрейку, чтобы звук заглушить от земных поклонов…
Отец Трофим всегда всем помогал. Богатырь. На траулере работал… несколько коробок тяжеленных в одной руке нес. Он постоянно находился в доброделании. Божий человек.
Все трое убиты подло – в спину.
Многие чувствовали, что произойдет что-то страшное. Я после Пасхальной заутрени во Введенском храме шел в скит, чтобы готовиться к средней Литургии. Шел, как обычно, дорожкой к скиту в предрассветной темноте, и вдруг почувствовал ужас. Он охватил меня так сильно! Никогда в жизни я не чувствовал такого ужаса! Отец Мелхиседек делился потом, что испытывал страшное уныние.
А еще раньше, у храма, на меня вдруг вышли трое, в кожаных куртках. Они шли прямо на меня, и у них были такие взгляды, полные злобы, что я сразу подумал: «Убийцы!» Хотя еще ничего не знал о предстоящем убийстве. А там снимали фильм об Оптиной. И как раз – мощный луч света. И эти трое стушевались, развернулись, ушли в темноту. Я сейчас думаю, что тоже мог погибнуть. Но я был не готов тогда, и Господь не попустил.
А они были готовы. На них печать Божия была – Господь взял лучших из нас. Их привезли потом на машине, а они лежали – как живые – мягкие, на лицах – мир и покой. Иногда говорят: «Убили первых попавшихся…» Нет. Они были избранники Божии. Умереть за Христа – это честь, которую еще нужно заслужить.
Все, сейчас будет Чин о Панагии. Помоги Господи!..
+ + +
Об ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ рассказывает схиархимандрит ИЛИЙ (Ноздрин):
Оптина Пустынь была одним из тех заветных Святых мест, к которым за хлебом духовным шел ищущий вечного спасения души русский человек.
«Если вы хотите основательно ознакомиться с христианством,— говорил И. В. Киреевский,— то необходимо познакомиться с монашеством, со старчеством, а в этом отношении лучше Оптиной Пустыни трудно найти».
Без преувеличения можно сказать, что это самый яркий духовный светильник Православной Руси XIX–нач. XX веков, возжженный русскими людьми пред Богом и оказавший огромное влияние на судьбы России.
Конечно, и в других монастырях было немало Святых, но трудно с уверенностью сказать,
было ли когда-либо в России за всю ее историю место, подобное Оптиной Пустыни, где родилось целое общество людей, обновленных силой благодати Святаго Духа, которое так приблизилось бы к идеалу христианских отношений, к преддверию Царства Небесного уже здесь, на земле.
Главной святыней обители были ее прославленные боголюбивые старцы.
... Люди стремились попасть в Оптину даже в годы богоборческого лихолетья, стремились побыть на Святой земле монастыря, поклониться могилкам Оптинских святых.
Святые, приходящие из рода в род через делание заповедей Божиих, сочетаются с предшествующими по времени святыми, озаряются подобно тем, получая благодать Божию по причастию, и становятся словно некоей золотой цепью, в которой каждый из них – отдельное звено, соединяющееся с предыдущим через веру, дела и любовь, так что они составляют в Едином Боге единую цепь, которая не может быть легко разорвана».
- Оптина среди монастырей Русской православной церкви занимает особое место. Может быть поставлена в разряд Лавр. История пустыни многим известна: особый расцвет ее пришелся на XIX век, когда здесь подвизались великие Оптинские старцы: Нектарий, Макарий, Амвросий. Последний особенно возвысил Оптину, которая встала по высоте духовной жизни и силе притяжения верующих душ в ряд с обителями преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского.
Русский народ особенно почитает и любит монашество, тянется к этим духовным оазисам почерпнуть благодатного опыта. Тем более сейчас, когда жизнь исполнена многих тревог, соблазнов, печалей. Куда поехать после Троице Сергиевой лавры? Многие и в XIX веке посещали Оптину. Старцы этого века не были уже так, как древние подвижники, отгорожены монастырской стеной от светского мира. И души из безотрадной суеты, прежде всего городского – уже тогда губительного – образа жизни, стремились к этой духовной почве, чтобы, исповедав свои грехи, исполниться радости и мира.
Тянулся не только простой люд, за этой духовной трапезой окормляться были не против и высокообразованные творческие личности – Достоевский, Гоголь, Толстой. У Льва Толстого в Шамордине, где Амвросий Оптинский основал женскую обитель, подвизалась сестра Мария. Когда он ездил к ней, посещал и Оптину. Но не внял голосу Православного исповедания, не послушал старца Амвросия, который беседовал с ним, желая спасти его душу. Кичливый разум графа искал рационального. Это была болезнь всего XX века. Потом, когда Оптину разорили, в храме Иоанна Предтечи был Музей Льва Толстого – бюст стоял в самом центре на месте аналоя.
Богоотступничество, разрушение обителей и храмов, поругание Святынь обернулось против России нападением Гитлера – Господь избрал его как орудие. А сколько к тому времени людей было умучено в этой колыбели революции! 800 тыс. – только Голодомором, в том числе мой отец.
Пока были целы обители, когда Оптинские старцы подвизались в скиту и пустыни, они молились и сдерживали это зло. Если не будет молитвы и жизни во Христе, то бытие начнет свертываться. Оно и так свертывается. Коммунизм посеял безбожную заразу. Людей верующих почти не стало. И жизнь в России умаляется. Раньше у нас были тысячи монастырей, люди молились, жили благочестиво. Каждое доброе дело, тем паче молитва, имеет не только индивидуальное – для тебя – и социальное, но космическое значение. Молитва не только монаха или старца, но каждого человека. Какая-нибудь старушка может быть совсем незаметной, но она настолько близка к Богу и молитва у неё такая живая и крепкая, что Господь милует, животворит мир.
В советское время Оптина была в разорении. Каждый, кому попадали в руки книги старцев, с воздыханиями просил Господа о возрождении обители. В 1987 году монастырь возвратили Русской Православной церкви. Взорам предстало страшное зрелище, которое отзывалось болью во всех любящих Господа, чтущих Его святыни сердцах. Разрушенные храмы, оскверненные могилы старцев…
Сам Господь призывал к возрождению. Резко начался этот процесс с приходом архимандрита Евлогия (Смирнова; в 1988 году назначен наместником Оптиной пустыни, ныне епископ Владимирский и Суздальский. – Ред.). Он совсем усердием поднимал духовную жизнь и восстанавливал физическое состояние обители. Владыка усердно стал возрождать именно духовную жизнь монастыря. Службы были очень долгие. Он сам неопустительно посещал каждое Богослужение, начиная с полунощницы и заканчивая повечерием. Сам служил Литургии.
Первые службы стали совершать в Надвратном храме Владимирской иконы Божией Матери. Несмотря на то что он был разрушен до фундаментов, сначала возвели его c упованием и в знак того, что Богородица поможет в восстановлении монастыря. 3 июня 1988 года, вдень Празднования Владимирской иконы Божией Матери, отслужили здесь первую Литургию. Всех желающих молиться за Богослужением храм не вместил, было тесно даже немногочисленной братии и послушникам, многие стояли на улице во дворе.
Потом стали восстанавливать Введенский Собор – стены его сохранились, но весь он был изуродован, на полу валялись огромные детали сельхозтехники. От Казанского храма тоже остались одни стены, выглядел он страшно: вместо алтарной стены – дыра (сюда въезжали машины, когда у здания еще сохранялось подобие крыши), всюду были разбросаны грязные бочки, всякие предметы. На момент передачи монастыря Церкви в Оптине располагалось Козельское сельхоз ПТУ. Со временем его перевели, но тогда ещё всюду были его ученики.
Жили и мирские люди. Вокруг обители было нагромождение различных хозяйственных построек, кладовых, птичников. Не так просто было всё это расчистить. С большим трудом убеждали жителей переселиться за пределы святых врат. По монастырю вообще тогда проходила дорога, шел транспорт. Однажды владыка Евлогий перекрыл этот автопоток, чтобы у монастыря образовалась своя замкнутая территория, но жители ночью перепилили замок. Начали строить для них дом: некоторые переехали в него, другим покупали жилье. Некоторые оставались в скиту – претендуя на квартиры.
Мнногие верующие люди, небогатые, приносили свои крохи, сводя концы с концами. Отстраивать надо было и сам монастырь. Находили строителей, мастеров, оплачивали им работу. Господь посылал благотворителей. Сумма всегда в монастыре оказывалась той, которая была нужна.
Чтобы возродить скит, надо было купить хибарку, в которой жил преподобный Амвросий Оптинский. Сколько запросил новый хозяин, столько и отдали. Через два дня он приносит назад определенную сумму. Во сне чей-то голос ему сказал: «Пересчитай деньги». Пересчитал, оказалось несколько больше того, что он требовал.
Господь милостив, во всем споспешествовал братии. Находились люди: деловые и мастера. Шло возрождение – оно само было чудом. Тысячи паломников сейчас приезжают в Оптину, находят отраду и утешение в молитве, в предстоянии Богу на службе, в поклонении святым мощам. Сейчас обитель, может быть, еще недостаточно благоустроена. Приходится много трудиться – отцы постоянно слишком уставшие. А люди все едут и идут. Господь сказал: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф., 18:20). А тем паче когда собираются тысячи богомольцев на Праздники Оптинские или на Пасху..
*******************************************
– На Пасху 1993 года иеродиакон Василий, иноки Ферапонт и Трофим приняли мученическую кончину. Зачем, в какое нам назидание Господь попустил такое зло?
– Идет борьба. Есть диавол, есть его слуги. Всё это темное не могло не реагировать на начало возрождения монастыря. Раньше диавол действовал через систему госатеизма – разгоняли, арестовывали, расстреливали монахов. Сейчас этого нет, значит, те, кто не хочет верить в Бога, добровольно подчиняют себя сатане. Был в истории Церкви период первохристианства – первые четыре века после Рождества Христова. Тогда язычество боролось против веры Христовой. Так и теперь. Тогда были свои мученики, мученицы, и ныне они есть.
– Что является главным для современных христиан? Что нам сейчас делать?
— Больше того, что сказано в Евангелии, не скажешь. Для спасения каждый должен приобрести определенный багаж духовного опыта. Сравните смерть праведника и смерть грешника. Состояние безотрадности, в котором умирает последний, и то, в какой радости отходят ко Господу души христиан. Как молитва, так и грех не только индивидуален, но имеет космическое значение.
– Батюшка, если для Самого Бога так важна наша свобода, почему монахи отсекают свою волю? Почему не противятся злу, идут под нож или претерпевают мученичество изо дня в день?
– Монах предается послушанию, чтобы пресечь свою гордыню – корень всех зол, самую зловредную функцию души.
Об Оптинских новомучениках написано три книги. Но я расскажу то, что знаю и видел. Это, конечно, было заказное убийство, специально подготовленное с той целью, чтобы воспрепятствовать возрождению Оптиной пустыни. Тогда много пакостили: фонари разбивали, в окна бросали камни. И это убийство было чьим-то заданием. За него, вероятно, заплатили деньги.
Приурочили злодеяние преднамеренно к Пасхе, чтобы омрачить радость Торжества. Так было и раньше, особенно в первые годы после революции, перед великими праздниками около церквей устраивали дебоши. В мою бытность в Саратове в Троицкий Собор бросали дымовую шашку. Не пускали в храм молодежь, чтобы она не прививалась к Церкви. Так и здесь: убийство было совершено с умыслом отвратить ищущих христианского совершенства от монашеского пути.
Кончилась Пасхальная ночная служба, и уже готовились к ранней утренней Литургии. Иеромонах Василий шел исповедовать в скит Иоанна Предтечи. Иноки Трофим и Ферапонт уже благовестили. Убийца был навеселе. Дерзко совершал свое дело. Сначала ударил ножом иноков-звонарей, потом кинулся на отца Василия. Одна женщина рассказывала: она видела зверя, бежащего от убиенных, перелезающего через стену монастыря.
Тела иноков Трофима и Ферапонта увезли в Козельск. А умирающего отца Василия внесли во Введенский храм, где, истекая кровию, он лежал на полу. Его состояние не имело ничего общего с трагическим испугом при внезапной кончине. У него было очень спокойное лицо. Он не произносил особого стона, немножко совсем, как дитя, давал знать о претерпеваемом. Я видел, как он умирал, – лицо его источало мир. Очевидно, иеромонах Василий был предрешен у убийц в качестве жертвы. Но ни для Трофима, ни для Ферапонта – ни для кого из троих смерть не была неожиданной. Она никого из них не застала врасплох. После Пасхальной ночи, вознеся молитвы и созвав на молитву мiр, они спокойно ушли. За иноков Трофима и Ферапонта мы попросили в Козельском морге, чтобы их тела не резали дополнительно, не проводили над ними никаких испытаний.
Потом братьев хоронили. По-человечески это очень печальный момент Оптинской истории. Как можно поднять руку на брата? За что было убивать монахов? Они и мизинцем никого не тронули. Делали только добрые дела. Ясно, что злодеяние было направлено собственно на монастырь. Цель – разорение монашества как духовной семьи: другие не потянутся, не придут, не останутся в монастыре. Таков план этого демонического нападения на богоустановленный образ жития. Так себя выдает зависть диавола к ищущим спасения, ненависть бесов по отношению к следующим за Христом.
Над могилой убиенных возвели часовню. ОНИ – МУЧЕНИКИ. И приходя к братиям на могилу, собеседуя и прося, люди чувствуют молитвенную помощь. Души их у Бога..
ОПТИНСКИЕ НОВОМУЧЕНИКИ, ОТЕЦ ВАСИЛИЙ, ИНОКИ ФЕРОПОНТЕ, ТРОФИМЕ, У ПРЕСТОЛА БОЖИЯ, МОЛИТЕ БОГА О НАС ГРЕШНЫХ!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 17