Чтобы справиться с природной застенчивостью, Забела берёт частные уроки вокала в Париже. В 1893 году она возвращается в Киев. Дебют в Частной опере был блистательным, молодую артистку сразу же засыпали контрактами. Начались гастроли — в Екатеринбурге, Харькове, Тифлисе. Вскоре Надежда Забела становится первым сопрано в московской Частной опере, а ещё через семь лет — солисткой Мариинской оперы в Санкт-Петербурге.
Однажды во время репетиции оперного спектакля «Гензель и Гретель» на подмостках Панаевского театра к Надежде подлетел мужчина с горящими глазами. Вот как она сама позже описывала эту встречу: «Я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: „Прелестный голос!“ Стоявшая здесь Т. С. Любатович поспешила мне представить: „Наш художник Михаил Александрович Врубель“, — и в сторону мне сказала: „Человек очень экспансивный, но вполне порядочный“. Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня — на сцене было темно, но звук голоса ему понравился».
Врубель оказался в театре случайно. Он пришёл подменить своего заболевшего друга Коровина, который должен был делать декорации к спектаклю. Эта встреча стала судьбоносной. Волшебный голос Надежды просто заворожил художника, он сразу же влюбился. Через несколько дней Врубель сделал Надежде сразу два предложения. Первое — позировать ему для портрета в образе Гретель, а второе — стать его женой. Надежда тогда подумала, если портрет ей понравится, она выйдет замуж за этого необычного человека. Так и получилось. Через четыре месяца сыграли свадьбу.
Вскоре после венчания знаменитый меценат Савва Мамонтов пригласил Забелу-Врубель солисткой в свою частную оперу. Супруги переезжают в Москву. Вместе с Надеждой в театре трудится и Врубель. Он создаёт декорации для постановок. Жена вдохновляет художника на создание многочисленных портретов и образов: «Царевна-Лебедь», «Тамара», «Снегурочка», «Муза», «Дама в лиловом». Спектакли с участием жены Врубель никогда не пропускал.
Надежда Ивановна в самом расцвете творческих сил, полна желания творить, счастлива в браке. «В Михаиле Александровиче я каждый день нахожу новые достоинства. Во-первых, он необыкновенно кроткий и добрый, просто трогательный, кроме того, мне всегда с ним весело и удивительно легко».
Услышать удивительный голос Забелы стремилась вся Москва. После премьеры «Царской невесты» критик И. Липаев писал: «Госпожа Забела оказалась прекрасной Марфой, полной кротких движений, голубиного смирения, а в её голосе, тёплом, выразительном, не стесняющемся высотой партии, всё пленяло музыкальностью и красотой». Современники называли Забелу-Врубель певицей женской души, женской тихой грёзы, любви и грусти.
В декабре 1897 года Забела знакомится с Римским-Корсаковым. Она должна была участвовать в постановке его оперы «Садко». «Можно себе представить, как я волновалась, выступая при авторе в такой трудной партии, — рассказывала Забела. — Однако опасения оказались преувеличенными. После второй картины я познакомилась с Николаем Андреевичем и получила от него полное одобрение». Известный композитор и дирижёр был восхищён голосом и исполнением Забелы.
С этого времени началась их многолетняя дружба. Некоторые свои романсы и партии Римский-Корсаков писал в расчёте на артистические способности Надежды Забелы. Она стала главным действующим лицом в постановке опер «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Вера Шелога», «Сказка о царе Салтане», «Кощей Бессмертный».
Выступления с участием Забелы-Врубель никого не оставляли равнодушным. Многим жизнь артистки казалось сказкой. Любимый муж сопровождал её на гастролях, устраивал в её честь званые обеды, бесконечно писал её портреты. Но и в жизнь Надежды ворвались тяжёлые испытания. Их первый ребёнок Савва родился с заячьей губой. Малыш был слабым и через два года умер. Надежда тяжело переживала эту утрату, но ещё труднее пришлось Врубелю. Потеря сына подорвала его душевное здоровье. У него снова, как когда-то в Киеве, начались приступы помешательства.
В 1904 году частный театр Мамонтова закрылся. Забела поступила солисткой в Мариинскую оперу. Но там блистали свои примы, и Надежда появлялась на сцене весьма редко. В это же время обострилась душевная болезнь Врубеля, и жена практически не покидала мужа. Когда художника поместили в санаторную клинику Ф. А. Усольцева в Петровском парке, Надежда Ивановна поселилась рядом на даче, чтобы каждый день его проведывать. Она часто пела ему любимую «Колыбельную Волховы» из оперы «Садко». За три года до смерти художник потерял зрение, и её голос стал для него чуть ли не единственной радостью и связью с окружающим миром.
Михаил Врубель умер в 1910 году. Жена пережила его на три года. Последний раз Надежда Забела-Врубель вышла на сцену 3 июля 1913 года, а 4 июля она ушла из жизни.
История Киевского института благородных девиц неотделима от судеб его выпускниц. Многие из них ничем ярким не прославились, всю жизнь несли свой тихий подвиг жён и матерей. Кто-то из бывших институток сумел пойти дальше по пути науки, что полтора века назад было совсем непросто. Кто-то нашёл себя в служении ближним, посвятив жизнь воспитанию и образованию чужих детей. Но в каждой судьбе, в каждой истории таинственно сокрыт Божий Промысл, ведь у каждой женщины — будь она прославленной артисткой или скромной хранительницей домашнего очага — своё высокое призвание.
Комментарии 2