В этом сполна убеждаешься, изучая иконографию нимба. И действительно, нимб иконографически, кажется, самый простой формоэлемент иконы. Но по тому содержанию, которое в нем заключено, нимб — из числа самых насыщенных и сложных. Не обошло его вниманием и иконоведение. Однако места в богословских и искусствоведческих трудах ему уделялось мало. Наиболее представительная по объему работа была написана еще в XIX веке и сейчас забыта [1]. С тех пор произошло много событий, и главное для нас в данном вопросе — раскрытие икон и фресок от записей, развернувшееся с начала XX столетия, что существенно повлияло на иконознание и его приумножило. Но в работах нового времени о нимбах сказано или весьма обобщенно, или однобоко. Поэтому и есть смысл обратиться к иконологии нимба. Начнем с самого слова. Оно попало в нашу речь при посредстве немецкого языка в XIX веке. Немецкое «nimbus», означающее «сияние, венчик», возникло на базе латинского «nimbus» — «туман, облако» (в котором, по представлению древних, «боги спускаются на землю» [2]). Уже отсюда можно понять, что изначально имеется в виду содержание нимба. У ираноязычных народов в глубокой древности сложился ритуал благодарения Бога за ниспосланную милость. В жизненном процессе этого ритуала образовался такой феномен, как сверхъестественный ореол из огня и света — «хварна», термин, переводимый как «слава», этот ореол связывался только с иерархически высокой личностью — царем. Этимология индоевропейского корня reg, который лежит в основании многих имен царей, говорит о нем в значении «свет». Вспомним обращение к князю во времена Киевской Руси: «Один брат, один свет светлый ты, Игорь! [3]» К братьям и дружине взывали: «Светы мои ясные, зачем потускнели вы?» [4]; а выражение «Ваша светлость», адресованная высокосановным особам, просуществовало до знаменательного 1917 года. В Ветхом Завете мы неоднократно встречаемся с образом славы Божией (kabod). А когда Моисей сошел с Синая со скрижалями, то «лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним» (Исх. 34 :29). Индоиранский синоним «золото = солнце = огонь» закрепляется и в античной культуре Греции. И не только в Греции, но и в культурах земель, с нею связанных. Нимбы известны здесь с эпохи эллинизма. Уже древние поняли, что лицо есть проявленный «портрет» души. Голова — наивысшая — даже буквально, чисто физически и иерархически — часть тела. В этом, на наш взгляд, и заключается причина помещения солнечного диска, а потом и нимба за- или вокруг головы. В том, что язычники знали нимб, нет, разумеется, ничего удивительного. Храм церковной культуры строился из тех лучших материалов, которые были на то время. На «гребнях передовых волн Истины» (о. Павел Флоренский) пришло к язычникам знание и о нимбах. Совершенно логичным актом явилось воцерковление этого знания. Чем и объясняется появление нимба в христианском искусстве (с IV века в изображениях Христа, с V-го — в изображениях апостолов, а потом и святых). Напротив, не будь нимба как иерархически значимого и весомого символа, а отсюда претворенного в меру и модуль композиции, это искусство с неизбежностью теряет стройность и глубину. В древности нимбы на Руси называли «окружками», с XIX в. — венцами. В этом была и своя логика — и ошибка. Но сначала о слове: ст.-слав. венецъ(греч. stefanos; знаменательно: имя самого первого христианского мученика — Стефан!), так вот, венецъ происходит от русск. вен «венок», знакомого славянам еще с дохристианских времен. Не случайно, видимо, «венец» известен в русском языке как декоративный головной убор, как деревянный или кожаный обруч, украшающий женскую прическу, как один ряд бревен в срубе… Из Евангелия мы знаем о терновом венце, одеваемом на Иисуса Христа (отсюда выражение и понятие «принять мученический венец»). Здесь венец — не просто орудие пыток, а неоднозначный символ и практическое дело, получившее дальнейшую жизнь в христианстве. Венцы — также «необходимая принадлежность таинства Брака, отчего и самое бракосочетание называется венчанием». [5] Не исключено, что изображение растительного орнамента в нимбах — с одной стороны, дань памяти брачным венцам, которые в древней Церкви изготовлялись из древесных ветвей и цветов, а с другой — генетическая память ритуальных дохристианских венков, переосмысленных в христианском ключе, хотя последнее — менее вероятно. Первохристиане любили цветы, о чем говорил еще Минуций Феликс в «Октавии«. [6] Но к «дарам флоры» было отношение воцерковленное. Венки из цветов сливались в их сознании с венцами мученическими. «Духовно символическое значение венцов в таинстве Брака, — по объяснению св. Иоанна Златоуста, — заключается в знаменовании победы, одержанной целомудрием <…>. Другое значение указывает самое последование венчания в словах: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я» [7] . Обратите внимание: «славою и честию», то есть налицо присутствие темы славы в венцах. Отчасти именно так греки и понимали нимб. Пришла пора разобраться в терминах. Слово «венец», понимаемое как «нимб», указывает на его приложение извне (венец — венок — головной убор — обруч и т.п.). Что выглядит крайне неточно во внутренних связях нимба и образа. На это же указывает и Л.А. Успенский: «Дело не в том, чтобы водрузить венец над головой святого, как в католических изображениях, где этот венец является своего рода световой короной, то есть прилагаемым извне, а в том, чтобы указать на сияние его лика». [8] Однако не можем согласиться с Леонидом Александровичем в двух пунктах: 1) если бы стояла задача только «указать на сияние» лика, то в таком случае не нужен и нимб — достаточно было бы изобразить сияние наподобие золотистых, солнцевидных лучей, как это часто делали и католики; 2) мы вообще против употребления термина «венец» применительно к искусству Православия, ибо считаем, что он вошел в употребление по внешнему сходству с указанными венцами-предметами, и не выражает заключенной в данном понятии сути; этот термин наиболее точно относится к западнохристианской культуре, последовавшей после XI века, или, по крайней мере, к тому периоду восточнохристианской, когда она находилась под влиянием западной. В логической цепи, ведущей в смысловую глубь нимба, как мы говорили, обнаруживается еще один символ — «облако». В православном миропонимании он означает тайну Божественного присутствия. Облако являет Бога и вместе с тем Его прикрывает. Заметим, что этимология слова «облако» — цер.-слав. облакъ — связана в одних источниках со словом «оболочка» и вытекает из «об-волк» от «волоку, влеку», в других — с утраченным «обволкати», откуда ст.-слав. «облакати» — «окружать, одевать». В православной живописи существует несколько типов нимба. Наиболее часто — и чаще всего в самых выдающихся памятниках, особенно монументального искусства — с темной обводкой его золотой части. Эта обводка бывала разная, но преимущественно — в виде одной жирной линии или двух тонких, параллельных; иногда они просто графья. И в том и в другом случае проводилась узкая полоска — светлая обводка — с внешнего края нимба, шириной, примерно, с темную, белого, но часто и того же цвета, что и внутренняя часть нимба. Такая иконография — самая распространенная, и нам представляется самой верной в параканоническом отношении. О чем и говорит ее содержание. Обратим внимание сначала на темную обводку. Поскольку ее присутствие в подавляющем количестве памятников обязательно, постольку напрашивается вывод, о некой ограничительной функции обводки: она нечто вроде «рамы» для света, идущего от святого. Речь здесь, разумеется, о духовном свете — о Свете, который по Дионисию Ареопагиту, «происходит от блага и является образом благости». Из современных авторов о свете интересно размышляет архимандрит Рафаил (Карелин). В своем слове на Преображение Господне он уточняет: «Православная церковь учит, что есть три вида света. Первый вид — чувственный. Сотворенный свет, свет физических энергий, поддающийся измерениям и характеристикам. Второй — интеллектуальный, присущий человеку, душевный, также сотворенный свет. Это свет суждений и представлений, свет воображения и фантазий. Свет поэтов и художников, ученых и философов. Душевным светом обычно восхищается полуязыческий мир. Этот свет может быть интенсивным и ярким, вводить человека в состояние интеллектуального экстаза. Но душевный свет принадлежит земле. Духовные сферы для него недоступны. Третий вид света — несотворенный, Божественный, откровение Божественной Красоты на земле и явление вечности во времени. Этот свет сиял в пустынях Египта и Палестины, в пещерах Гареджи и Бетлеми (древние грузинские обители), он воплощен в словах Священного Писания, в церковной литургии и православных иконах». [9] Ареопагит имеет в виду, безусловно, этот третий вид света, сияние которого сообщает всем разумным существам благо в соответствующей их воспринимающим способностям мере, «а затем увеличивает его, изгоняя из души незнание и заблуждение. Этот свет превышает все разумные существа, находящиеся над миром, является «первосветом и сверхсветом». [10] В западнохристианской живописи, особенно эпохи Возрождения, такая ограничительная обводка собственно и есть нимб, или, как мы говорили, точней — «венчик», «венец». А сам нимб — уже не символ, но только знак святости. Здесь налицо однозначное решение.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1