Прославляя святителя Николая, хочется сказать, что он — действительно любимый всем нашим народом святой. Потому что другие святые, конечно же, Божьи избранные; каждый из нас чувствует особую близость тому или иному угоднику Божию, но святитель Николай близок всем.
И это, конечно, нисколько не традиция, не просто уклад, не просто особенности нашего самосознания, но это всегда немного откровение, потому что он от Господа получил эти дары: всё слышать, всё видеть, всюду поспевать. И взор святителя Николая — и милостивого, и строгого — всегда устремлён в глубины духа тех, кто его почитает.
Если порыться в памяти, то я думаю, у каждого из нас была своего рода встреча со святителем Николаем, какие-то особенные знаки его участия в нашей жизни. Иногда они настолько маленькие, что как бы и говорить не о чём, но оставляют достаточно заметный след в нашей жизни.
У меня таким очень маленьким знаком был как будто совершенно незаметный эпизод, но он в моё сердце вошёл. Хотя прошло почти 40 лет, а я об этом вспоминаю и, как будто вчера это было, когда мы с моим братом, ныне игуменом, впервые отправились в паломничество. Отправились мы в Васк-Нарву, в Эстонию, совершенно неведомое нам место. И по пути, в Таллине, вошли в храм Николы Чудотворца, очень чтимый православными людьми. Храм был пустой, дневной перерыв. Нам сразу указали, где находится чудотворная икона. Я первым подошёл к образу.
И вдруг, в самый миг, когда я приблизился, устремил взор на Николая Чудотворца, от подсвечника — как будто бы с пустого места, из ничего — воскурился такой зримый фимиам в колечке и медленно-медленно взошёл пред иконой. Я просто вздрогнул от неожиданности, потому что тут явно ничего не было. И такое совпадение: только подошёл — и взошёл этот аромат и дымок.
Конечно, задним умом я потом понял, что, видимо, огарочек в лунке скрылся, и когда он истощает себя, фитилёк издаёт последний импульс, и потом всё исчезает. Но в тот момент мне даже не было нужды искать физических изъяснений тому, что меня изумило и испугало. Почему-то сердце моё мне сказало, что святитель Николай бдит, он всё знает про тебя и будет всегда рядом.
Может быть, это случилось, потому что я знал семейные истории — как святитель выручал из беды и избавлял мою семью во время войны от голодной смерти. Но вот этот дымок один раз взошёл, а чувство благоговейное к святителю Николаю у меня осталось навсегда.
Я не разочаровался в этом, даже рукоположение своё приписываю святителю Николаю. И стараюсь, в какой бы храм ни вошёл, найти, прежде всего, его икону. Как правило, это удаётся; всегда к ней прикладываюсь, особенно в разъездах по Руси Великой, — как будто святитель Николай меня встречает: «Ага, заявился? Ну ладно, трудись, батюшка, трудись».
Размышляя о святителе Николае, вспоминается изречение преподобного Амвросия: «Спасение не во многих словах содевается и свершается. Спасение — не плод философствования или умствования и не свершается через какое-то тонкое делание, но спасение очень просто. Всё просто обретающим разум».
И в чём простота спасения? В том, чтобы наше сердце было воздействовано Божией благодатью. Божия благодать присутствует в нас и дана, несомненно, в таинстве Крещения, но ей должно явить себя в полноте. Она сокрыта в нас не потому, что хочет от нас скрываться и прячется, но потому что наше сердце, как говорят святые отцы, не изжило, не иссушило влажность и мокроту страстей. На болоте не произрастает пшеница — нужно осушить место.
«Имей добрый помысл — и спасёшься. А Господь Бог за один добрый помысл исполнит тебя всех даров».
Добрый помысел — это мост, который перекрывает бездну. Для того чтобы иметь добрый помысел, нужно иметь разум и внимательность. Разум нам говорит, что любовь есть высшая заповедь закона. А в чём она, любовь? Она — в добром помысле об окружающих тебя людях.
Внешние действия различны по тому, что их наполняет. Наполнять человека может и тщеславие, и ирония, и внутреннее осуждение, и соперничество, и соревнование. И всё это — на фоне добрых каких-то дел, нами совершаемых, послушаний.
А вот добрый помысел — это без обмана, это подлинно, это не выдумано, это не напоказ, это не делание какое-то искусственное. Добрый помысел — это как нить Ариадны, посредством которой, нити, мы выходим из лабиринта нашей греховности. Добрый помысел — это луч, который соединяет нас с Богом, живущим во свете неприступном.
Можно не иметь ни ума, ни образования, не отличаться большой рассудительностью, быть даже наивным, податливым на какие-то искушения. Но добрый помысел точно спасёт. Потому что с добряком и Сам Бог добр и милостив.
Как с тем иноком, который не молился, в Церковь не ходил, послушания просыпал, но решительно никого не осуждал. А как это можно никого не осуждать? Наверное, он имел просто сочувствие, по-доброму к людям относился, смотрел на них с симпатией, с теплотой. Притом знал, что сам он весьма грешен.
И вот, таким образом, внедрение помысла братолюбивого — есть задача из задач для желающего свою душу соделать сосудом Божией благодати. «В злохудожную душу премудрость не войдёт».
Если у тебя есть недобрый помысл к человеку, никогда Божия благодать не явит себя. Она так и будет под спудом от нас сокрываться нам в осуждение, потому что нет соединения Христа с Велиаром, света и тьмы. Там, где присутствует одна худая мысль, там не может присутствовать Господь, там не может раскрыться Царство Небесное.
Поэтому человек может быть весьма немощен и слаб, но если он позаботится о том, чтобы внедрить в своё сердце добрый помысл, Бог всё управит, восполнит недостающее, обогатит, нищего простеца соделает мудрецом, изменит сердце, даст ему силу избавиться от всех страстей. Они сами собою отлипнут, потому что там, где любовь, там и Бог. А любовь там, где благой помысл соединяет меня с ближними.
#Протоиерей #АртемийВладимиров

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6