Когда Спаситель говорил: «Очистите прежде всего внутреннее чаши, и всё у вас будет чисто», — Он имел в виду как раз один добрый помысл, который может заполнить собою всё сердце человека.
А когда обличал фарисеев, сравнивая их с гробами, исполненными мерзости и всякой нечистоты, то разумел, конечно же, недобрые, худые помыслы — неприязни, нерасположения, осуждения, превозношения — всё то, что противно духу Христовой любви.
Можно за один добрый помысл получить всё. И я бы даже дерзнул сказать, что он стоит дороже всех правил, всех подвигов, пощений и молений, потому что там, где мысль добрая, там и Податель этой мысли — Господь.
Такой помысл стяжать легко и трудно одновременно. Трудно, потому что в нас не живёт добро, по слову апостола Павла. Добрый помысел есть луч, исходящий из Царства Божия, сияние Христово. А мы суть беднота и чернота безродная, и естество наше присно греху работает.
Диавол много старается, чтобы в человеке всё время водилась нечисть, шевелились недобрые помыслы. Некоторые даже удивились бы: как это можно очиститься от злых помыслов, которые всегда своими усами шевелят и всегда что-то гаденькое подсовывают? Можно очиститься — и нужно. Нужно следить за расположениями, движениями своего сердца и открещиваться от худого: «Это, Господи, не Твоё и не моё — не принимаю!»
Добрый помысел, конечно, Божье дарование. Это дарование даётся в награду за смирение, то есть за признание своей неспособности исправить сердце, и за усердие, когда человек употребляет бессильные усилия к исправлению.
«Господи, не хочу ничего иметь злого, не хочу плохо мыслить о ближних! Господи, хочу всех жалеть, всем сочувствовать — я того желаю, а сил к тому не имею, Ты мне помоги! Господи, помоги!»
Если раскрыть аскетические книги, то мы увидим, как святые отцы учат посредством размышления восстанавливать в себе благие помыслы. И, напротив, посредством размышлений низлагать худые помыслы.
А вот ты, — учит игумен Никон Воробьёв, — когда окружают тебя твои сотрудники, сродники, ты представь себе, что находишься в хирургической палате, где каждый калека и убогий находится на излечении: у кого-то рука загипсована, у кого-то нога к потолку привязана, у кого-то голова перебинтована. И все мы такие калеки — инвалидная команда.
Ну не будешь же, в самом деле, смеяться над человеком, что он потерял руку или в корсете каком-то ходит, с переломом костей. Такие мы и есть на самом деле, — говорит игумен, — все искалеченные, все инвалиды, все собратья по несчастью. И поэтому только и можно спастись — друг друга поддерживая, жалея, снисходя друг ко другу с нежностью, как говорит апостол Павел: «Облекшись в благоутробие щедрот».
Ибо «братская любовь от чистого сердца — вот цель благочестия», — говорит апостол Пётр.
Поэтому всячески нужно размышлять: «И что это я ношусь со своей неприязнью, как с писанной торбой?» Только начни размышлять — и очень быстро выветривается дух нечистый.
«И что это я не расположилась к этой душе? Она же старается, как может. Не стреляйте в музыканта — он играет, как может. Тем паче у неё на самом деле, у этой души, есть такие качества, которых у меня нет и в помине. А ведь не существует человека совершенного во всём. Бог ей попускает иметь такую немощь, чтобы она не возгордилась, но оценивает её не по немощи этой, а по её благим качествам и талантам, в неё вложенным.
И что же я, как клещ-то, впилась ей в душу? И сосу мысленно из неё кровь. Что она у меня всё время вызывает негатив? Неужели мне приятно быть такой Бабой Ягой? Что это такое со мною, Господи? Хочу быть Твоим созданием! Не хочу быть козлищем лохматым, с колтунами, но хочу быть овечкой с мягкой шерсткой — ласковой, тёплой, чистой, простой, благоуветливой, симпатизирующей всем, всех жалеющей. Господи, помоги! Жалко мне всех. И эту душу тоже жалко — она же хорошая».
Если почитать воспоминания о подвижниках благочестия, у которых было мягкое, тёплое, милостивое сердце, они часто употребляли это слово не в оценочном плане: «этот хороший, а этот не хороший». А просто — создание Божие, значит, хорошее.
Как говорит отец Иоанн Крестьянкин: «Иван Иваныч, следователь мой, который все мои пальцы переломал, милейший был человек — просто работа у него неудачная».
И вот я думаю, что это труд такой же необходимый, как самоукорение и молитва, но, может быть, не менее важный и даже более. Если ты долгим обучением, наблюдением, таким самоисправлением, наконец, заставишь своё сердце поверить, что тебя окружают Божьи создания, а не ядовитые насекомые, и ты должен постоянно от чистого сердца их жалеть и любить — когда сердце примет эту простейшую и вернейшую мысль, усвоит её и уже не будет отпускать от себя этот помысл, — то все ваши горькие труды закончатся.
Закончится переход евреев из Египта в обетованную землю. Не будете ни алкать, ни жаждать, как говорит преподобный Серафим, и вода не потопит, и огонь не поглотит, не сожжёт, и земля не поглотит — «не ожжёт тебе луна нощию».
Потому что за этот добрый помысл, что ты смотришь на всех, как Чебурашка, по-доброму, Бог, конечно же, всё недостающее нам добавит, управит, и все прочие необходимые нам делания встанут на место. Всё устроится. И непрестанная молитва, которая, наподобие дыхания, никогда нас не оставляет — даже ночью, — и ясность ума.
Лукавому уже нечего делать в человеке, потому что добрый помысел, доброе расположение к людям утвердилось, укоренилось в сердце. Если мы имеем добрый помысел, то демону нечего делать в пространстве нашей жизни.
Потому что благодать Божия внедрена в нашу совесть, сочетана с нашим духом в таинстве Крещения. И добрый помысел для нас естественнее, чем злой, потому что благодать — это источник всякого блага, и добрый помысл сообразен с её природой. А злой помысел не сообразен с природой христианина, с его обновлённым духом, является чужеродным телом, фугасом, подкинут диаволом.
Худо, если человек сроднился со злом — оно ему чужеродно. А всё доброе — милость, желание служить, приносить пользу, пожалеть, поддержать — это всё нам свойственно по духу.
Святитель Николай, таким образом, мне кажется, прокладывает самую короткую, правильную, непрелестную дорогу ко спасению. И если среди христиан современных найдутся хотя бы несколько человек, похожих на него, святителя Николая, то и они в этой жизни узрят чудеса, потому что Бог там, где любовь, а любовь начинается с умения, желания миловать, а не казнить, снимать со креста, а не распинать, прощать, а не осуждать, укрощать себя, но не злиться на ближнего.
В этом смысле меня глубоко изумляет в современных людях, перечитавших Евангелие и различные книги и как будто стремящихся к таинствам Божьим, глубокое забвение тайны нашего спасения. Не только изумляет, но и, конечно, очень огорчает, когда человек не работает над собой. Позволяет себе раздражаться, какое-то внутреннее огрызание в нём происходит — сам не свой, на себя не похож, чуть только что не соответствует его устремлениям. И душа даже внешне меняется.
А бывает, что внешне не меняется (есть люди, которые владеют собой), но послушаешь немножко — и просто берёт оторопь, потому что злые слова — они суть свидетельство того, что в тебе живёт зло, а не добро.
Таким образом, завершая наше размышление о Николае Чудотворце, ещё раз хочется сказать то том, что спасение и близко, и возможно, и чрезвычайно легко и удобно для тех, кто имеет разум и внимательность, потому что оно — в добром импульсе твоей души.
Замечательно об этом сказано у апостола Павла, хотя слова довольно таинственные: он вспоминает пророка Моисея из ветхозаветных книг и говорит о том, что спасение — «при устах и сердце нашем». «Если сердцем веруешь и устами исповедуешь во спасение, то Господь близ есть».
А как этот добрый помысел держать, когда столько всего на дню, когда душа забита тем, другим, третьим? У Соломона Премудрого сказано, что Бог сотворил человека простым, благим, а тот уклонился во многие помыслы.
И всего легче, конечно, стяжать добрый помысел о людях, если вы напечатлели в уме и сердце имя Господа Иисуса Христа. От Него — всё святое, возвышенное, чистое, идеальное, прекрасное, доброе.
И, напротив, если нет устремлённости ума ко Христу, то, как говорит кто-то из современных: «В человеке без Христа нет ничего человеческого». Точно сказано.
Если мы не устремляем ко Христу наш ум и сердце, то в человеке поселяется что-то нечеловеческое. И я бы сказал, что человек перестаёт быть человеком, а становится какой-то другой сущностью двуногой.
Поэтому, если ты хочешь научиться иметь добрый помысел к ближнему, то имя Иисуса Христа держи в уме и в сердце. И пока с тобой кто-то говорит, общается, ты просто держи это имя в душе: «Иисусе Христе, помилуй мя! Иисусе Христе, помилуй мя!» — и у тебя будет добрый помысел о человеке.
Потому что невозможно и прославлять Господа, и хулить Его одновременно. А хулой на Христа является нелюбовь к ближнему.
Я думаю, что монашеское делание оно и умещается в этом простейшем, как зернышко, устроении, как говорил о нём отец Иоанн Кронштадский: «Блюди ум свой. Блюди свой ум».
Тебе вообще не нужны никакие послушания — они тебе во вред, если ты не блюдёшь своего ума, то есть если в тебе нет устремлённости ко Христу Спасителю. Потому что труд может облагораживать, а может осквернять человека, если всё со злым умыслом и злым помыслом делается.
Лучше иметь вот этот добрый помысел и посильно что-то свершать. Бог даст человеку силу и утроит, удесятерит силы, и всё тот будет поспевать за один добрый помысл.
Как сказано: «и лист его не отпадёт» — это деятельность наша — «и вся, елика аще творит, успеет». Это значит, Бог ему содействует. Потому что «не иде на совет нечестивых», «но яко древо, насаждённое при исходищах вод».
Вот наука святителя Николая Чудотворца. Я думаю, он с детства это всё понял. Говорят, что у него был дядя — епископ, и дядя с ним беседовал. И такое впечатление, что с отроческих лет святитель Николай не уклонялся от этого помысла, и мало-помалу эта искра превратилась в пламя.
То есть совершенно Божия благодать осенила его — и дух, и душу, и тело, — пронизала собою его мысли, слова, поступки. Вся его жизнь была действительно растворена, пронизана Божией благодатью.
Добрый помысел — это и есть то горчичное семечко, из которого вырастает огромное древо. Нужно только иметь ум и внимательность.
Святитель Николай, помогай нам!
#Протоиерей #АртемийВладимиров

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев