Его мундир, в конце концов сотлевший; ее пряди выбивались из-под платка. Мы бы назвали ее образ жизни бомжеванием. У нее не было крыши над головой. Многие могли считать ее помешанной. А между тем этот человек денно и нощно молился. И когда петербуржцы спали, она бродила по городу, клала поклоны на восток, встречала зарю с воздетыми руками. Она имела дар молитвы за всех и вся.
Но шила в мешке не утаишь. Ее парадоксальные действия имели какую-то математическую точность, как в гомеопатии. Она даст кому-то луковицу – это предвозвещение скорби (человек плачет, когда режет лук), зайдет в лавку, где торгуют сукном, – через неделю торговец получает такое количество клиентов, что избавляется от долгов и встает на ноги. Сама тень блаженной Ксении, ее вхождение в торговые ряды было событием для мелких лавочников: через нее приходило благословение. А те, в свою очередь, учились давать милостыню. Ксения Петербургская подавала в этом пример: у нее никогда не задерживались в руках даже гроши, она их тотчас переадресовывала. Если поначалу уличные мальчишки кидали в нее пыль, сучья, камешки, показывая своими действиями жестокость этого мира, то впоследствии благоговейные петербуржцы, например ямщики, выстраивались в очередь, прося Ксению присесть на облучок, чтобы бричка получила благословение и ямщик не только бы выплатил оброк своему помещику, но и прибыл в родное село с коровой и телегой, груженной всяким скарбом.
Остается выяснить, в чем безумство этого мира, обличаемое такими святыми людьми, ангелами во плоти. Мир самодостаточен. Человек этого мира не вспоминает своего рождения на свет Божий, не думает и о кончине, он пытается устроить свою жизнь здесь и живет так, будто его не ожидает внезапное переселение и исход, когда во мгновение ока рушатся все земные планы и расчеты. Мир ослепляет человеческое сердце. Эти святые как маячки: общение с ними как будто вырывает нас из контекста карусели земной сумятицы, виртуального мира, когда кажущееся представляется последней реальностью. Общение со святым человеком ставит нас пред лицом Живого Бога.
Служители Христа достигали этого разными способами и средствами. У апостолов это было слово, исполненное разума и силы, у святителей служение, писание богомудрых проповедей и трактатов о Божестве, а у Христа ради юродивых – это язык жестов и символов, внешне как будто непонятный, а на деле всегда предвозвещающий что-то конкретное. Нужно было иметь разум и молиться, чтобы Господь дал понимание того, что именно имела в виду блаженная Ксения, передавая кому-то румяна и яблочко, или какой-нибудь петровский пятак с изображением императора, или луковицу.
#Протоиерей #АртемийВладимиров
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 11