Киев. Внутренний вид Владимирского собора.
Литография, 1898 г.
Батюшка Михаил много и с интересом читал, великолепно владел литературным языком. Он научил детей чтению, письму и другим предметам, старался воспитать в сыновьях интерес и стремление к знаниям, к постижению красоты Божьего мира, часто беседовал с сыновьями на библейские темы. Мальчики вслух читали Священное Писание, а папа, который всегда был рядом, подробно отвечал на их вопросы. Брат Виктора Васнецова, Аполлинарий, вспоминал: «Любовь к природе, наблюдательность были воспитаны во мне отцом с глубокого детства. Когда наступала весна, он звал меня в лес слушать зябликов; перед окнами мы ставили скворечники; вечерами всей семьей гуляли по полям. Ночью он обращал мое внимание на небо, и я с детства знал главные созвездия и звезды, вращение небесного свода и его причины. Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу». А Виктор Васнецов в письме к Владимиру Стасову вспоминал, что именно отец, «прогуливаясь с нами, детьми, по полям в звездные августовские ночи, влил в наши души живое неистребимое представление о живом, действительно Сущем Боге!»
Батюшка Михаил сам увлекался живописью и поощрял детей в этом занятии. Человек глубокий, разносторонне образованный, он увлекался историей, астрономией, математикой, знал несколько языков. Михаил Васильевич воспитал своих шестерых сыновей в православной вере, пробудил в них интерес к наукам, любовь к истории, развил наблюдательность и умение видеть красоту. Любовь к русской литературе родители тоже привили мальчикам собственным примером – у Васнецовых была прекрасная библиотека.
Много времени дети проводили с отцом в Предтеченской церкви. Они видели, что отец Михаил относится к нуждам своих прихожан-крестьян заботливо и с любовью, борется с пороками, сквернословием и пьянством. Он воспитывал в сыновьях уважение к крестьянскому труду, терпение к людским немощам и милосердие к убогим. Васнецовы играли с крестьянскими детьми, слушали рябовские песни и народные сказки, которые вятчане рассказывали по-своему, свободно, с присказками и прибаутками.
Без этого трепетного и глубокого внимания родителей к своим детям, без каждодневного труда по воспитанию и взращиванию, без живой любви и заботы, вложенной родителями в доверенные Богом детские души, мы не знали бы гения Васнецова.
От живого Бога к ожившему сердцу
Лет шестнадцать назад я впервые оказалась во Владимирском соборе в Киеве. Не будучи великим знатоком живописи, ничего не скажу о технике и особенностях композиции основных изображений, да и не уверена, что это теперь важно. Отчетливо я запомнила два очень ярких впечатления, которые сохранились до сих пор: это «что-то очень родное, понятное, русское» и что изображения в соборе мне представились живыми, чувствующими, переживающими.
Васнецову удалось, пожалуй, главное – передать самую суть жертвенной и наполненной любовью и самопожертвованием православной христианской веры. Прочла, что Федор Шаляпин вспоминал: «Когда я глядел на его Божию Матерь с Младенцем, с прозрачными херувимами и серафимами, я чувствовал, как духовно прозрачен, при всей своей творческой массивности, сам автор». Наверное, эта «прозрачность» помогла ему максимально приблизить Бога и человека друг к другу, позволила передать ощущение «Бог с нами», «Господь рядом».
Комментарии 2