Когда появился Символ веры?
С апостольских времен, христиане пользовались так называемыми “символами веры” для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней церкви существовало несколько кратких символов веры. В 4‑м веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и уточнить.
На Первом Вселенском Соборе были сформулированы первые семь членов Символа, на Втором – следующие пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. по Рождестве Христовом для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария, считавшего, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе (Царьграде) в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео-Цареградского.
На каких богослужениях совершается чтение или пение Символа веры?
Символ веры произносится принимающим Крещение (“оглашенным”) во время совершения Таинства Крещения. При крещении младенца Символ веры произносится восприемниками как подтверждение истинности их веры. Кроме того, Символ веры соборно поется верующими в храме за Литургией, читается ежедневно в составе утреннего молитвенного правила, входит в состав Полунощницы, Изобразительных и Великого повечерия.
Когда появилось наименование «Символ веры»?
Словосочетание «Символ веры» использовалось Церковью не сразу. В первые веха христианства вместо «Символ веры» говорили: «Изложение веры» или просто «Вера». Например, Апостольская вера Иерусалимской Церкви, Вселенская вера Антиохийской Церкви и так далее. Словосочетание «Символ веры» мы впервые находим у жившего в IV веке свт. Амвросия Медиоланского, в его Послании (XLII) к папе Сирицию I.
Почему Символ веры получил именно такое название?
Слово «символ» имеет греческое происхождение – σύμβολον. На церковнославянском оно звучит как «симво́л», с ударением на «о». Слово это возводит нас к древним временам, когда существовал следующий обычай. Люди разламывали дощечку, пластину и каждый оставлял себе одну ее половинку. Наличие этих половинок подтверждало договорные отношения. Такая пластинка и называлась σύμβολον, то есть символ.
Господь дал нам веру, мы её приняли, и она должна соответствовать вере христианской, а не представлять из себя что-то аморфное или самодельное. То, что мы говорим, думаем, делаем, исповедаем должно соответствовать тому, что заповедал Спаситель, тому, что сохранено в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Содержатся ли в Библии какие-либо аналогии Символа веры?
Прообраз Символа веры можно найти в Первом Послании к Коринфянам святого апостола Павла: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам» (1Кор.15:3-7).
Как выучить Символ веры наизусть?
Достаточно совершать ежедневное чтение утреннего молитвенного правила (впрочем, как и вечернего), где содержится Символ веры, и хотя бы раз в неделю участвовать в Литургии, где также совершается пение Символа веры. Через некоторое время вы заметите, как Символ веры естественным путем войдет в вашу память.
Никео-Цареградский Символ веры
1. Верую (Евр.11:1-6, Рим.10:10) во единого (Исх.20:3, Ин.17:3, 1Кор.8:4-6, Еф.4:6) Бога Отца (Быт.1:26, 18:2-10, Пс.2:7-12, Пс.109:3, Сир.51:14, Мф.28:19, Ин.3:16, Ин.17:1-2, 1Ин.5:7, 1Пет.1:2, Рим.1:4, 2Кор.1:3), Вседержителя (Ис.57:15, Пс.32:9, Пс.89:3, Пс.138:7-12, 1Ин.3:20, Евр.1:3, Откр.4:8), Творца небу и земли (Быт.1, Иер.10:11-12, Мф.19:4) видимым же всем и невидимым (Иер.10:16, Деян.4:24, Деян.17:24), (Иов.38:6-7, Кол.1:16).
2. И во единого Господа (Еф.4:4) Иисуса (Лк.1:31-32) Христа (Мк.8:29), Сына Божия (Пс.2:7-12, Пс.109:3, Ис.9:6, Мф.3:17, Мк.9:7, Лк.1:35, Лк.3:21, Ин.3:16, Ин.17:1), Единородного, (Прем.7:21, Ин.1:14-18, Ин.3:16-18, 1Ин.4:9), Иже от Отца рожденнаго (Ис.9:6, Пс.2:7, Сир.51:14, Евр.1:4) прежде всех век (Притч.8:22-23, Ис.44:6, Пс.109:3, Ин.17:5, Ин.8:25, Откр.1:10-17, 3:14); Света от Света (Прем.7:26, Лк.2:32, Ин.1:4-9, Ин.8:12, 1Ин.1:5-7), Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна (Мф.11:27, Ин.10:30, Ин.14:9, Ин.17:3, 1Ин.5:20), единосущна Отцу (Исх.3:14, Ин.5:26, Ин.10:30), Имже вся быша (Пс.32:6, Пс.101:26, Ин.1:3, Кол.1:16-17, Евр.1:10-12).
3. Нас ради человек (Быт.3:17, Пс.50:7, Иов.14:4, 1Ин.1:8, 3:4-8, Иак.3:2, 1Пет.4:18, Рим.5:12) и ради нашего спасения (Мк.1:14-15, Ин.14:6, Деян.4:12, Тит.3:4-6, 1Тим.2:4-6) сошедшего с небес (Ин.3:13), и воплотившагося (Ин.1:14, Ин.3:17) от Духа Свята и Марии Девы (Быт.3:15, Ис.7:14, Мф.1:20-23, Лк.1:30-35,43), и вочеловечшася (Ин.2:2-3, 11:35, 1Тим.2:5).
4. Распятого же (Мф.26-27, Лк.22-23, Ин.18-19, Ин.10:17-18), за ны (1Пет.3:18-19, Гал.2:19-20, 5:24, Еф.1:7, Гал.3:13, Евр.2:14-15, Рим.8:1-4, Флп.3:10) при Понтийстем Пилате (Быт.49:10, Лк.23), и страдавша (Пс.21, Ис.53, Мк.14:65, 15:17-34, Лк.23:35-40), и погребенна (Дан.9:25-26, Мф.27:63-66, Мк.15:37-47, Мф.12:39-40, 1Пет.3:19, 4:6, Еф.4:9).
5. И воскресшаго (Мф.16:21-23, Мф.26:32, Лк.24:36-45, Ин.20:19-27, 1Кор.15:6,20) в третий день (Ион.2:1, Мф.12:39-40, Мк.16:2) по Писанием (Ис.53:5, 1Кор.15:3-4).
6. И возшедшаго на небеса (Лк.24:51, Ин.16:28, Деян.1:11, Еф.4:10), и седяща одесную Отца (Пс.109:1, Лк.22:69, Мк.14:62-64, 16:19, Евр.8:1).
7. И паки грядущаго (Ин.5:28-29) со славою (Мф.24:27-30, Мф.25:31-34,46), судити (Мф.12:36, 25:13,31, 1Кор.4:5, 2Пет.3:7-10, 2Кор.5:10) живым и мертвым (Дан.7:14, 12:2, Ис.26:19, Ин.5:25-29, 1Кор.15:52, Откр.14:11), Егоже Царствию не будет конца (2Цар.7:12-13, Лк.1:33).
8. И в Духа Святаго (Быт.1:2, Мф.3:16, Ин.3:5-8, Деян.13:2), Господа (Деян.5:3-4), Животворящаго (Ис.11:1-3, Ин.3:5, 1Кор.3:16, Рим.8:14-16,26), Иже от Отца исходящаго (Ин.14:16,26, 15:26), Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима (Мф.28:19, Ин.16:13-15, Пс.32:6, Деян.5:3-4, 1Кор.12:3), глаголавшего пророки (1Пет.1:12, 2Пет.1:21).
9. Во едину (Мф.16:18, Ин.17:11, Еф.4:4, 1Кор.1:10) Святую (Мф.16:18, 18:17, Ин.15:5-6, 17:14-20, Еф.3:21, 5:25-27, 1Тим.3:15, 2Тим.2:19), Соборную (Деян.1:15-26, 6:1-5, 8:14, 15, Кол.3:11) и Апостольскую (Мф.28:16,20, Деян.8:18, 16:4, Еф.2:19-20, 2Фес.2:15, Тит.1:5,10-11, 3:10) Церковь (Мф.18:17 — количество, Деян.11:26, 1Кор.1:2 — место, Еф.4:11-12 — разные призвания, 1Кор.12:29 — не всем дары учительства, Деян.14:23, 1Тим.5:22 — рукоположение, Деян.8:17-18, 20:28, 2Тим.1:6 — дар Духа Святого).
10. Исповедую едино крещение (Мф.28:20, Ин.3:5, Деян.16:15,33, 19:4, Кол.2:11-12, 1Кор.1:16) во оставление грехов (Мк.2:5, 16:16, Ин.3:5, Деян.2:38-39, 22:16, Рим.6:3).
11. Чаю воскресения мертвых (Мф.27:52-53, Лк.7:11-15, 8:41-56, Ин.5:25, 6:54, 12:1-11, 1Кор.15:12-14,19-20,41-53).
12. И жизни будущаго века (Мф.13:43, 25:41-46, Мк.9:47-48, Лк.20:34-38, 1Кор.15:41-42, Откр.20:14-15). Аминь (истинно так).
катехизис «Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений» дореволюционного миссионера диакона Иоанна Смолина.
Цитаты о Символе веры
«В соответствии с Символом первого собора, состоявшегося в Никее, и второго, состоявшегося в Константинополе, членов православной и кафолической веры двенадцать. На этих соборах все, что относится к нашей вере, изложено так подробно и точно, что мы должны верить ни больше, ни меньше, чем сказано здесь, и мы не можем понимать или истолковывать это иначе, чем те отцы. Однако, некоторые из этих членов сами по себе ясны и очевидны, а другие заключают в себе нечто сокровенное, откуда узнаются и прочие [истины]».
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной
«Желающим предложу самый простой способ к уяснению истинной веры. Кто читать умеет, возьми православный катехизис, или православное исповедание веры, найди там объяснение каждого слова Символа веры и утверди его в мысли и памяти твоей. Стоит в Символе: верую – посмотри в катехизис, что оно значит, и затверди то. Стоит: во единаго Бога Отца – прочитай, чему учат слова сии, и запомни то. Стоит: Вседержителя, Творца – посмотри, какие истины содержатся здесь, и заучи их. Так, всякое слово Символа разъясни себе помощию катехизиса и в мысли своей удержи твердо сие объяснение. Потом, почасту перечитывая Символ веры, вместе с тем приводи себе на память и объяснение всех слов его: что забудешь, опять посмотри в катехизис и затверди. Так в короткое время ясно и определительно узнаешь все содержание святой веры нашей, и всякий раз, как будешь прочитывать Символ веры, в мысли твоей будет проходить вся картина Божественного Домостроительства нашего спасения и все сокровенные таинства премудрости Божией, явленные в сем, и будет оживлять и освежать внутреннюю храмину духа твоего, подобно тому, как в утреннюю прохладу освежается и очищается застоявшийся в комнатах воздух свежим воздухом. И чем больше будешь вникать в сие ведомое, тем больше будет оно уясняться, расширять твой умственный кругозор и сообщать твердость и непоколебимость духовному ведению твоему».
свт. Феофан Затворник
Нет комментариев