Естественность или маскарад?
Глеб Валерьевич, на Ваш взгляд, возможна ли в принципе дружба между мужчиной и женщиной?
Если вопрос ставить так обезличенно, «в принципе», то можно сказать: «Да, возможна». Но дружба — это же личностные отношения конкретных людей. И, как мне кажется, далеко не каждый человек к ней способен. Вспоминаются слова старца Паисия Святогорца, который старался к любой женщине относиться как к матери или сестре. Таков его аскетический опыт. Но далеко не каждый человек готов этот опыт воспринять.
Евангелие учит нас, что человек трехсоставен: в нем есть тело, душа и дух. После грехопадения гармония и соподчиненность этих уровней существования человека была утрачена. Поэтому сегодня от того, на какую из этих составляющих в первую очередь направлены стремления человека, его мечты, представления, к чему устремлено его сердце, зависит и содержание его переживаний в дружбе: грубое, эгоистическое, плотское или более утонченное, душевное, или же его переживания преимущественно духовны по своему характеру. Как правило, все они намешаны в нашей душе, и для сохранения дружбы к этой мешанине нужно относиться очень внимательно и трезво.
Стало быть, опасность в том, что отношения могут переходить границу дружбы вопреки какому-то нравственному долгу или вопреки желанию одного из друзей?
Да. Скажем, если я как мужчина дорожу женщиной как другом, если я уже состою в браке, либо дал слово своей невесте о создании семьи, то противостоять возникшему в моей душе телесному влечению к подруге противоположного пола — это вопрос моего нравственного долга. Мне кажется, что это вопрос обычной, человеческой нравственности и уж тем более — христианского долга.
Давайте определимся с понятиями: что такое дружба и что такое романтическая сторона или плотское влечение, как их разграничить?
Да, давайте попробуем провести грань. Я воспринимаю дружбу как особые отношения, в которых главное — открытость, доверие, естественность и равенство людей.
В каком смысле равенство?
В том смысле, что в дружбе нет отношений иерархии, которые присутствуют, например, между родителями и детьми или (но уже иного свойства) между супругами. Я не имею в виду, что иерархия — помеха добрым отношениям, нет, конечно. Но в дружбе иерархии нет.
Естественность означает, что друзья не играют какие-то роли друг перед другом, им нет нужды притворяться, кого-то из себя строить, чтобы казаться лучше. Мы знаем, каков наш друг, и принимаем его таким, какой он есть. Более того, именно друг может нам прямо сказать о наших недостатках, и от этого, как ни странно, дружба может становиться только крепче.
Кроме того, у дружбы есть такая особенность как уважение к личной свободе. Если друг не хочет сейчас общаться с тобой, он и не обязан этого делать. Но, конечно, если ты в беде, то друг, наоборот, по самой сути дружеских отношений должен тебя поддержать.
Если перечисленные признаки присутствуют, то это дружба. И здесь, в общем-то, неважно, кто дружит — мужчина или женщина.
Так. А где заканчивается дружба и начинается романтика?
Романтические отношения — другие. Во-первых, на мой взгляд, побудительный мотив у них — именно эрос, сфера чувственности. И, соответственно, цели другие: создание семьи, развитие близких отношений. Во-вторых, здесь присутствует существенная идеализация другого человека. В отличие от друга влюбленному свойственно видеть другого сквозь розовые очки, не замечать каких-то очевидных окружающим моментов в его поведении, в его личности. В-третьих, в романтических отношениях молодой человек и девушка почти невольно надевают маски, стараются выглядеть как можно лучше. Мужчина может — если он воспитан классически — играть роль защитника. Девушка — роль принимающей ухаживания или слабой, даже утонченной, особы — в зависимости от того, какой она себя представляет. В общем, налицо «театрализация» отношений. В этом качественное отличие их от дружбы.
Наконец, если друг может свободно сказать правду, даже нелицеприятную, то в романтических отношениях для людей характерно подчеркнуто становиться на сторону другого: почти во всем соглашаться с другим, говорить комплименты, подчеркивать правоту того, кто нравится, показывать, что ты его (ее) уж точно понимаешь и поддерживаешь.
Самопроверка
А можно сказать, что это две разные потребности — дружеские и романтические отношения?
Я не уверен, что они диаметрально противоположны. Влечение друг к другу, которое Господь вложил в душу Адама и Евы после грехопадения, существует в каждом человеке и проявляется помимо нашей воли. А вот дружба, и тем более любовь — это уже то, что не может возникнуть без сознательных и иногда очень непростых усилий самого человека над самим собой.
Я бы сказал, что влечение — первоначальный импульс, который человек может преобразить либо в дружбу — с помощью определенных усилий, можно даже сказать, с помощью аскетики; либо в любовь, но опять-таки через дружбу, потому что, на мой взгляд, супружество без дружбы — это какие-то очень странные отношения, если они вообще возможны...
Вы говорите, с одной стороны, о возможности аскетических усилий, а с другой стороны, о том, что влечение между мужчиной и женщиной существует по умолчанию. Так эти вещи можно контролировать или невозможно?
Влечение проявляется помимо нашей воли — в виде мыслей, образов, переживаний. Другое дело, что, заметив их, человеку важно принять решение, как к этим переживаниям отнестись: либо пустить на самотек, либо как-то пресечь или видоизменить. Каждый человек имеет способность отслеживать вредные движения души и бороться с ними, во всяком случае, не давать им полной воли.
С чего начинать?
Например, первый вопрос, который можно себе задать: «Что меня интересует в этом человеке? Что влечет к нему? Что мне в нем нравится?»
Но все мы склонны обманываться!
Да, верно. Но все же навык самонаблюдения есть у каждого человека, и можно устроить себе минимальную проверку. Например, представить, что ваш друг/подруга приходит к вам и говорит: «А знаешь, я влюбилась/влюбился!» Что вы будете при этом испытывать? Если к этому человеку вы относитесь по-дружески, то, скорей всего, — радость за него, любопытство. А если в отношениях есть какое-то плотское влечение, то переживания будут другие: или ревность, или злость…
Огорчение, во всяком случае.
Да. Еще один вопрос можно себе задать: если бы, не дай Бог, здоровье, красота, привлекательность моего друга или моей подруги поблекли — что бы я почувствовал? Так же интересно бы мне было с ним/с ней общаться? Не почувствую ли я охлаждения в сердце? Если наша цель — узнать правду о себе, лучше понять самого себя, то такие вопросы могут приоткрыть наши сердца нам самим.
Комментарии 1