Описание иконы.
Икона «Благовещение» (Лк.1:26–38), написанная мастерами московской школы в начале XV века (1408 год), поступила в собрание Третьяковской Галереи из Успенского собора во Владимире. Раскрыта в ЦГРМ реставратором В.О.Кириковым в 1933 году.
Образ написан яичной темперой по левкасу, на липовой доске с врезными встречными шпонками, размером 125 × 94 см, покрытой паволокой. Чин праздничный.
На иконе изображены две центральных фигуры – Дева Мария, справа, и Архангел Гавриил, слева. Сидящая на троне, Мария, полуповернувшись, склоняется перед Гавриилом, принесшим ей благую весть. Она закутана в мафорий, из-под которого виднеется только кисть левой руки, опущенной вниз. Архангел Гавриил показан в стремительном движении к Деве Марии, он протянул к ней правую руку, а в левой держит мерило. Его стремительность художественно подчёркивается изображением складок на подоле хитона и вздувшейся полы гиматия, вторящих движению. На заднем плане, за Богоматерью и Архангелом, невысокая стена, опирающаяся на небольшие арки. За стеной, по обеим сторонам, расположены высокие здания с куполообразными сводами, соединённые галереей. На левом, здании над входом, изображена голова льва. Одна из колонн галереи заканчивается капителью, к которой прикреплён велум, ниспадающий с крыши кивория.
Одежды на Богоматери и Архангеле приглушённых синих, зелёных и вишнёвых оттенков, с тёмными, в тон, складками и прозрачными пробелами в три слоя. Крылья Архангела коричневые, перья разделаны позолотой. Трон Девы Марии светло-оранжевый, с подушками синего и красного цвета. Здания, колоннада, стена и арки светлые, жёлто-серых, палевых, зеленоватых тонов, их удалённые и боковые части затенены. Ниспадающий велум красного цвета. Вохрение золотистое по оливковому санкирю, с высветлением и подрумянкой. На фоне и полях иконы следы позолоты. В местах её утрат, на левкасных вставках, запись начала XVIII века.
История образа.
В этом образе Благовещения представлен иконографический извод, характерный для московской традиции. Здесь Богоматерь изображена не в резком обороте к благословляющему её Архангелу, а в плавном повороте. Её склонённая фигура символизирует покорность воле Божией — «Се раба Твоя...», и удивление — «из бока чиста как могу родить Сына, скажи мне».
Иконографическая тема Благовещения, восходящая к тексту Евангелия от Луки (Лк.1:26–38), трактовалась в православной традиции одновременно и как образ воплощения Христа, и как творческий акт Софии Премудрости Божией, преображающей чистое лоно Девы Марии в свой дом. Согласно тексту Акафиста, Богоматерь в Благовещение прославляется как «звездо являющая солнце», «утробо Божественного воплощения», «лествище небесная, Ею же сниде Бог», «мосте преводяй сущих от земли на небо», «чудес Христовых начало», «райских дверей отверзение», «дверь спасения», «всего мира очищение», как «премудрости Божия приятелище», «рождшая всех святых святейшее Слово». Сюжет Благовещения — важнейший в священной истории, знаменующий собою смену Заветов, переход от закона к благодати.
Особенности иконописной школы.
О московской школе иконописи с уверенностью можно говорить лишь со времени XIV века, более ранних её памятников не сохранилось. Именно тогда проявилось стремление Москвы к государственному и духовному лидерству. На культурную жизнь Московского княжества большое влияние начали оказывать князь и митрополит. Москва провозглашает себя преемницей Владимиро-Суздальского княжества, в иконописи это отражается наследованием традиций владимирского письма.
В темной, драматичной палитре образов начала XIV века прослеживается влияние константинопольских мастеров. В это время для московской живописи характерны большой размер, отчетливость и плоскостность образов, декоративность и яркость красочной палитры. Во второй половине столетия в Москву приезжает константинопольский мастер Феофан Грек. Его живописная манера отличается эмоциональным напряжением, выраженным в повышенной динамике образов, их поз и жестов, летящих складок одежд. Освобождение от монголо-татарского ига и объединение русских земель находят выражение в творчестве ученика Феофана, Андрея Рублёва. Наивысшей точкой развития живописи, как самого Рублёва, так и всей русской средневековой культуры, считается образ Троицы. Сочетание поз ангелов, спокойной палитры и плавности форм образа создают впечатление гармоничного единства.
Работы Рублёва отмечены ясностью, прозрачностью и гармонией образов, это можно проследить и в дальнейшем развитии московской школы. Плавные и едва заметные блики на образах создают особую мягкость письма. В колористике икон преобладают прозрачные цвета и оттенки голубого, светло-зеленого, золотистой охры, вишнево-коричневого. Продолжателем традиций Рублёва в конце XV века становится Дионисий, ещё один выдающийся мастер иконописи. Отличие его манеры состоит в большей праздничности, тонкости или даже хрупкости образов, усиленной каноничности, проявляющейся в повторениях поз и живописных приемов. Характерной чертой искусства XIV и особенно XV века стало прославление местных Святых и святынь.
Решениями Стоглавого собора в1551 году, от иконописцев стало требоваться строгое следование утвержденной иконографии, а иконы Андрея Рублёва провозглашались её образцом. Московская икона ориентируется не на мгновенное восприятие образа, а на вдумчивую его созерцательность.
Автор текста: Марина Румянцева.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев