Апостол Павел
– Обращает на себя внимание цветовое оформление внутреннего пространства собора. Эти цвета были изначально или появились уже после последней реставрации?
– Цветовая гамма, конечно, сохранена. Это как раз то, что реставраторы практически не меняли. А если меняли, думаю, только в лучшую сторону. Понятно, что в реставрации один из моментов, что они вообще делают, – это чистят от копоти, от проступившей соли и восстанавливают утраченные фрагменты. Но сами фрески аутентичны тем, которые были. Просто они подновлялись, освежались.
– Цвета росписей не яркие, но гармоничные. Во времена, когда не было электричества, при свечах эти цвета, наверное, казались темнее…
– Изографы обладали технологиями, разбирались в подборе этих цветов. Так что, естественно, у них это все было гармонично. Сейчас, благодаря электрическому свету, мы даже, может быть, лучше их видим, чем когда-то. Это как с многими иконами и фресками. Ведь многое было открыто уже после того, как в XX веке стали храмы закрывать. Потому что много было скрыто под окладами. Мы сейчас благодаря освещению дольше и лучше видим многие вещи.
– Что бы Вы хотели добавить еще по самому альбому «Лики древнего собора»?
Выпуск такого издания важен, потому что преследует сразу несколько целей. И в большей степени достичь этого удалось.
Нет комментариев