Преступление и наказание
Существует множество философских проблем, которые отражены в произведениях Достоевского: это и проблема существования Бога, и проблема существования зла, и проблема отношений между индивидуумом и обществом, и другие вопросы. Но одна из самых главных, о которых я хочу сказать, – это проблема свободы. Совсем недавно в работе о. Георгия Флоровского «Теология и литература» мне довелось прочитать, что проблема, которую Достоевский решал всю свою жизнь, – это как раз проблема свободы и парадоксов, которые она в себе содержит. На протяжении всей истории философской мысли проблема свободы получала разные трактовки. Достоевский же, основываясь на христианстве, высказывает мысль, что каждый человек свободен, поскольку был создан по образу и подобию Бога. И, таким образом, разрешает те парадоксы, которые выдвигали его современники – материалисты и социалисты, утверждавшие, что все социальное зло можно объяснить неустройством общества, что преступник сам является жертвой этого неустройства и его преступление – это оправданный естественный протест против несправедливого общества. Достоевский же, основываясь на совсем другом, христианском понимании свободы, был жестким критиком такого оправдания зла в мире.
– Актуально ли христианское содержание трудов Достоевского? Какое христианское влияние он оказал лично на вас?
– Это действительно очень сложный вопрос, на который можно было бы дать пространный ответ, но постараюсь сказать кратко.
Вера, конечно же, всегда приходит от Бога. Но в моем случае могу сказать, что Бог использовал Достоевского, чтобы достучаться до меня – бунтующего и упрямого юнца, каким я был в то время. Все те препятствия, которые, как мне казалось, отделяли меня от веры, были сметены первозданным истинным христианством, воссозданным этим русским писателем. Именно Достоевскому я обязан этим быстрым переходом от растерянности к подлинному убеждению, что истина заключена в христианстве, – и с этого момента моя жизнь разделилась на «до» и «после», она приобрела смысл. Поскольку Достоевский был православным, а я никогда в полной мере не связывал себя со своими римско-католическими корнями и не рассматривал для себя протестантизм, я решил дать «шанс» Православию и начал узнавать о нем как можно больше. Божественная благодать вела меня в свою истинную Православную Церковь, а Достоевский с его произведениями послужил «мостом» к православному христианству. Я нередко говорю друзьям: я так серьезно воспринял творчество Достоевского, что стал православным. И хотя своим обращением я обязан прежде всего Богу, я должен признать, что Достоевский сыграл в этом очень важную роль.
Мне хочется донести до всех людей, интересующихся и личностью, и произведениями Достоевского, что они должны приложить усилия и узнать о Православии, без которого познать всю глубину литературного наследия этого писателя просто не получится. Совсем недавно на презентации своей новой книги «Евангелие Достоевского» митрополит Иларион (Алфеев) поделился мыслью, что мировая популярность Достоевского служит подспорьем для распространения Православия, которое в его трудах отчетливо отражено. Лично я считаю такого рода миссионерство высокой задачей и надеюсь осуществить нечто подобное для Латинской Америки, где хорошо знают Достоевского, но очень мало знают о православном христианстве, которое Достоевский исповедовал.
С Оскаром Маурисио Лопес Касильяс
беседовала Елена Малер
Перевели с испанского Евгения Юнкова и Ольга Громова
Комментарии 1