Давайте поговорим об ушах и глазах Божиих и человеческих. В Священном Писании есть много выражений, в которых Господу Богу приписывается обладание привычными для нас органами чувств, и облик Его оказывается в какой-то мере похожим на человеческий. Исаия говорит: «Кому открылась мышца Господня?» (Ис. 53:1). Библия наделяет Господа зрением, слухом, вкусом, обонянием… «Глаза» и «уши» – это очень часто встречающиеся выражения, имеющие отношение к Господу Богу. Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их – так мы поем на каждой Литургии, когда читаем в конце 33-й псалом. Этот же псалом поется и в конце вечерни на всенощной.
Кому-то может показаться, что у Господа Бога есть очи, похожие на человеческие, или уши, похожие на человеческие, но это, конечно же, не так. Господь Бог ни в чем не схож с человеком. Существо Божие непостижимо, неизъяснимо, невообразимо, поэтому грешно изображать Ветхозаветную Троицу, где представлен Бог Отец в виде старца. Об этом мы уже когда-то говорили. Невзирая на широкое распространение этого иконописного образа, нужно знать, что он неправилен. Он против Закона Божиего, против Евангелия, ибо Бога никто никогда не видел (Ин. 4:12). Естество Божие неизъяснимо, непостижимо и невидимо, а виден только воплощенный Сын – Господь Иисус Христос. Между тем, чтобы хоть как-то сказать о Боге, нужно приближать понятие о Боге к понятию о человеке. Поэтому говорится о глазах или ушах Господа Бога. Соломон, освещавший свой храм, который получил впоследствии имя храма Соломона, говорил в молитве: «Господи, пусть будут очи Твои открыты на храм сей день и ночь, и уши Твои пусть будут открыты к молитве рабов Твоих, молящихся Тебе на этом месте» (см.: 3 Цар. 8:29).
Люди, конечно, понимали, что у Бога нет ни мышц, ни волос, ни глаз, ни носа, вообще Бог невообразим и непостижим, но как-то нужно было сказать о Господе. Это немощь нашего языка, немощь наших понятий. Человеческих очей и ушей у Господа нет, хотя Он все видит и все слышит. Но между тем очи и уши есть у человека. Благодаря им он слышит и видит, и эти очи и уши, братья и сестры, есть не меньшее чудо.
В одном из псалмов сказано следующее: «Разумейте же, безумные в людех, и буии некогда умудритеся. Насаждей ухо не слышит ли? Или создавый око не сматряет ли?» (Пс. 93:8–9). То есть тот Премудрый Художник, Который создал ухо или сотворил глаз, неужели Он не видит, что мы делаем, и не слышит, что мы говорим? Вот именно это достойно настоящего внимания.
Человеческие знания дают возможность удивиться глубине Божьего замысла и сложности творения. Такие мелочи, которых мы не замечаем – например кожа, – при ближайшем рассмотрении оказываются чудом. Жизнь кожи, ее изменения – ежемесячные или ежегодные, этот неповторимый рисунок на пальцах каждого человека – это удивительная вещь, и каждый дерматолог вам расскажет про кожу столько, что вы и запомнить не сможете за всю жизнь.
Или, приходя лечить зубы, вы заходите в кабинет, и там, в томительном ожидании, листая журнал в кресле, осматривая стенды, видите нарисованные зубы. И каждый зуб стоит на своем месте, назван по имени, изображены схемы этого зуба с корнями, эмалями… Оказывается, в этом зубе есть целая куча разных составных частей!
Гораздо больше это касается ока и уха. Специально поинтересовавшись этим вопросом – очами людскими и ушами людскими, – я для себя открыл очень интересную вещь. Вот, допустим, пишут про ухо для детей в простых, доступных для ребенка книжках, что ухо – это только хрящевидный раструб снаружи. У человека различают три уха: внешнее, среднее и внутреннее.
Господь не имеет подобных нам ушей и глаз, но видит все и слышит все, потому что создал все. Ему принесем хвалу и Его убоимся.
Там есть барабанная перепоночка, есть три самые маленькие косточки, по сравнению с которыми и косточка яблони, находящаяся внутри плода, кажется большой. Там молоточек, наковальня, уздечка. По ним звук колотит, как молоточком по ксилофону. Они передают колебания внутреннему уху, которое размером с ноготь. Есть заполненный жидкостью орган, называемый улиткой. У улитки есть около двух миллионов маленьких волосков, которые постоянно колеблются, воспринимают все звуки и передают их уже в мозг, превращая этот механический сигнал в электромагнитный. И мозг перерабатывает сложнейшие звуки за доли секунд. Таким образом человек отличает голос знакомого от голоса незнакомого, музыку Моцарта от музыки Гайдна. Происходит вся эта пестрота событий, связанных с человеческим слухом, ежесекундно и в миллиардных тиражах.
Уместно вспомнить слова псалма: «Насадивший ухо не слышит ли?» То есть этот организм – ухо – настолько тонок, что Тот, Кто создал его, конечно же, слышит все, что мы говорим, и улавливает не только наши слова, слетевшие с языка, но даже слова, родившиеся в сердце и, может быть, дальше сердца никуда не вышедшие. Таким же чудом является и наш глаз.
Читал где-то, что Дарвин на сто процентов сомневался в том, что он поспешно высказал. Он говорил, что очень жалеет, что делал поспешные выводы из своих наблюдений. Это его доподлинные слова, почти прямая цитата. Он собрал большой фактический материал и поспешил сделать некие смелые выводы из него, о чем он потом жалел в старости, потому что от Бога не отрекался. Возник конфликт между научной честностью и личными убеждениями. Так вот, Дарвин, к старости опровергая собственные вымыслы, домыслы, говорил, что не может поверить, чтобы глаз возник в результате эволюции.
У Горького в «Жизни Клима Самгина» (а Горький там подробно интересуется всеми учеными веяниями тогдашнего мира, перелопачивает тысячу книг) главный герой, Клим Самгин, пытается объяснить в одном из споров, как мог возникнуть глаз. Такое примитивное, глупое объяснение, что якобы тыкалось животное передней частью головы в предметы, и в течение миллиардов лет эта область тыканья приобретала все большую чувствительность, постепенно превращаясь в глаз.
Это, конечно, чушь несусветная, потому что любой офтальмолог расскажет вам о строении глаза, нарисует вам, как хрусталик расширяется-сужается, как на стенку глаза попадает перевернутое изображение, а потом передается в мозг и фиксируется там, как распознаются цвета, в чем различие строения глаза животного и человека. Там столько всего! Глаз так же бездонен, как и ухо.
Совершенно невозможно, чтобы такие чудеса возникали в процессе эволюции. Действительно, это чудо Божие, чудо творения Божия. Таков мир. Я поделюсь с вами историей, которую слышал от одного знакомого. Это рассказ про одного человека, изучавшего червяков. Он знал о них уже все, но все-таки продолжал их изучать. Ему привозили новые и новые образцы червяков, он искал еще какие-то и снова изучал их. Потом препарировал, писал, наблюдал, хотя сам уже был стареньким. Ему говорили: «Брось ты этих червяков, ты уже про них все знаешь!» Он отвечал: «Нет, братья и сестры, жизнь-то такая короткая, а этот червяк такой длинный!» Чем бы ни начал человек заниматься, все окажется бездонным: и глаз чудесен, и ухо замечательно, и волос таинственен! Все это Божие.
И закончим тем, чем начали. Насаждей ухо не слышит ли? Или создавый око не сматряет ли? То есть Господь не имеет ушей и глаз, подобных нашим, но видит все и слышит все, потому что создал все. Ему принесем хвалу и Его убоимся.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев