Представьте, мой отец был коммунистом, одно время даже парторгом полка, то есть достаточно плотно задействован в партийной работе, и то у нас в доме всегда висели образа. Да, перед ними не совершались утренние и вечерние молитвы, они просто были, как дань моде, но тем не менее все прекрасно понимали, что это святыня, и относились к ним с благоговением. Так что я с детства знал, что это ценно, часть нашей культуры, семейная реликвия, перед которой молились наши предки и которую хранит наша семья. И когда к нам в Киев приезжали гости, или мы бывали на родине своих предков на Севере, всегда обязательно посещали храмы, причём как преобразованные в музеи, так и действующие.
Помню, однажды отца отправили на длительные курсы в Подмосковье, и мы с мамой на три дня поехали к нему. Один день из трёх посвятили тому, чтобы посетить Троице-Сергиеву Лавру. Это тоже показатель — потому что можно было рвануть, скажем, в Москву, в ГУМ на шопинг: Москва в то время снабжалась лучше, чем другие города Советского Союза, и люди стремились приобрести то, что больше нигде нельзя было купить. Но мы поехали не в ГУМ, а в Лавру.
Что интересно, даже приложились к мощам преподобного Сергия. Отец, поскольку был в форме, в храм не пошёл — это даже не обсуждалось, а мы с мамой зашли внутрь и приложились. Помню сумрак Троицкого собора, очередь к преподобному Сергию... Вообще вся эта красота, вид Лавры, который внезапно открывается, когда идёшь от железнодорожной станции, очень мне запомнились. Как раз была зима. С горы, на которую ведёт дорога от электрички, дети катались на санках. Мы с мамой тоже несколько раз съехали вниз на какой то картонке. Даже отец разок прокатился. И для меня до сих пор остаётся ярким впечатлением эта удивительная красота — когда идёшь, и вдруг как на ладони оказывается перед тобой сказочный Китеж-град — Троице-Сергиева Лавра.
Ещё помню, что в Киеве обязательно раз в году мы бывали в музеях русского, западного и восточного искусства. Вроде бы и экспонаты одни те же, но хотелось освежить в памяти экспозицию, увидеть вновь эту красоту.
Так вот ненавязчиво, штришками, всё это во мне формировалось. Как апостол Павел говорит, что он был как некий изверг, наименьший из апостолов, и только благодатию Божиею есть то, что он есть (1 Кор. 15; 8, 9, 10), так и я, обычный мальчишка с Борщаговки, благодаря родителям получил максимальное представление о красоте. Уже в дальнейшем я сам достаточно много ездил и в поездках обращал внимание, что, как, где сделано. Впоследствии этот опыт пригодился, когда пришло время восстанавливать из руин Ионинский монастырь.
Но что если так сложилось, и родители не воспитывали эстетический вкус? Прежде всего стоит определиться, понять для себя, нужно ли тебе дополнительно развивать любовь к прекрасному, или вполне устраивают те познания, которые уже есть. Определить, правильно ли ты понимаешь красоту, можно, посещая, например, музеи. Практически в каждом городе они есть — попробуйте регулярно туда ходить. Понаблюдайте за собой: какие картины вам нравятся, поищите информацию об этом художнике, посмотрите другие его работы. Если радует глаз памятник архитектуры, узнайте, кем и когда он был создан, в каком стиле, в какую эпоху, влияние каких стилей испытал. Всё это необходимо для того, чтобы хотя бы знать о красоте. Потому что если стремиться к знаниям о ней, рано или поздно вы научитесь её чувствовать.
Ведь искусство не существует в каком то «чистом» виде. Оно всегда создаётся под влиянием предшественников, и если говорить о церковной сфере, о сакральном, о возвышенном, то каждому человеку вполне по силам воспитать в себе понимание, какой должна быть церковная красота. Начать, опять таки, можно с того, чтобы читать, интересоваться, исследовать общепризнанные и известные шедевры, которыми восхищаются все. Это камертон, по которому нужно себя настраивать.
Допустим, если нравится икона Троицы преподобного Андрея Рублёва, если вдохновляет творчество византийского иконописца Мануила Панселина, архитектура древних храмов, церквей украинского барокко, это будет свидетельством того, что вкус уже сформировался. Если пока всё это не вызывает особенного интереса, тогда есть смысл почитать подробнее об истории создания того или иного шедевра, чтобы приобщиться к тому, что мы называем православной культурой.
И это не только православия касается. Если хочешь привить себе любовь к литературе, нужно читать хороших авторов. Не детективы в мягких обложках из привокзальных киосков, а Толстого или Достоевского. Если хочешь научиться понимать музыку, то на творчестве группы «На-На» это вряд ли получится сделать — придётся обратиться к Чайковскому и Рахманинову.
И в церковном искусстве можно научиться понимать, как правильно, как должно быть, если обращаться к той эпохе, которая создавалась действительно церковными людьми и имела глубоко церковные корни. Почему при всей лютой ненависти безбожников даже закрытые храмы не были полностью уничтожены? Потому что это настоящие шедевры. Чем в отношении архитектуры или живописи может гордиться, допустим, XVIII век? В основном сакральным искусством. Что осталось с XVII века? — Опять таки, сакральное искусство. И чем дальше вглубь веков, тем очевиднее, что всё, чем может гордиться наша страна, это только то, что создано Церковью.
К сожалению, современные храмы зачастую в эстетическом отношении бывают достаточно отталкивающими, если сказать мягко. Меня часто удивляет, что священники и архитекторы, которые строят новый, большой, дорогой храм, воплощают в жизнь какую то отвратительную безвкусицу. Так и хочется спросить: простите, вы в Киеве бывали, Лавру, Софию видели? Видели другие сохранившиеся храмы? Почему не можете так построить? Почему обязательно нужно выпендриться, отгрохать что то несуразное с куполами едкого, выжигающего глаз цвета? Вы можете себе представить, чтобы София Киевская была покрыта таким отвратительным золотом, или стены Успенского собора Лавры окрашены гадкой краской бирюзового цвета? Такого вы не увидите нигде в древних святынях, которые дошли до нашего времени. Почему тогда считаете себя вправе говорить новое слово в архитектуре, в иконописи, совершенно не ориентируясь на уже существующие прекрасные наработки? По-моему, никакого оправдания этому нет, и это тот самый случай, когда дело Божие делается с небрежением. Или с гордыней. В церковном искусстве, архитектуре, как и в церковной жизни в целом, не Церковь должна идти за миром, который во зле лежит, и пытаться соответствовать любым, малейшим веяниям, а мир должен взирать на Церковь. И приходя из мира, каждый человек должен вести себя по церковному, а не заставлять Церковь жить по мирски. Но как бы ни выглядел в эстетическом отношении храм, всегда надо помнить, что Христос везде Один и Тот же. И Евхаристия одна и та же. И если на убранство храма мы повлиять никак не можем, то в наших силах постараться создавать красоту хотя бы у себя дома. Каждый из нас может окружать себя если не образами, написанными хорошими мастерами, то по крайней мере репродукциями икон, которые создавались святыми, и пред которыми молились святые. Чтобы, взирая на них, воспарять умом к Тому, Кто всё сотворил «добро зело».
Нет комментариев