Спас Всемилостивый; XIII в.; Россия; место хранения: Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Иконография: Христос Халкитис
"В предыконоборческий период иконы Иисуса Христа были многочисленны и многие почитались чудотворными. Одним из актов иконоборчества (726) было уничтожение по приказу имп. Льва III Исавра чудотворного образа Иисуса Христа «Халкитиса» - настенной мозаичной иконы на фасаде над Бронзовыми вратами (Халке), служащими входом в Большой дворец в Константинополе.
Здесь вместо изображения Иисуса Христа иконоборцами был установлен рельефный крест. После победы иконопочитания (843) императрица Феодора повелела восстановить образ Иисуса Христа в прежнем виде, сохранив и изображение креста. Икона Иисуса Христа «Халкитиса» была широко известна и особо чтилась императорами. Перед этим образом, услышав исходящий от него глас: «На каком свете желаешь принять воздаяние за свои грехи?» - принес покаяние император Маврикий (582-602). В хронике Продолжателя Феофана (ок. 950), созданной, по словам автора, по повелению и при участии императора Константина VII Багрянородного, рассказано, как его отец, император Лев VI, «встав с восточной стороны от образа» Иисуса Христа «Халкитиса», поклялся перед ним передать престол сыну и не допустить захвата власти Дукой.
В X в. над воротами Халки была воздвигнута церковь во имя Иисуса Христа, где находилась чудотворная икона Спасителя, исцелявшая страждущих. Был ли этот образ списком чудотворной настенной иконы Иисуса Христа «Халкитиса», неизвестно. Вопрос об иконографии Иисуса Христа «Халкитиса» остается открытым. Судя по монетам X-XIII вв. с надписью: «Халкитис», это было изображение Иисуса Христа в рост, с Евангелием в руке. Подобное изображение Иисуса Христа в рост («Деисус с мон. Меланией») сохранилось на мозаике в монастыре Хора (Кахрие-джами) в Константинополе (1316-1321)."
источник: Православная Энциклопедия (издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла).
"Христо́с Ха́лки (также Христос Халке, Христос Халкитис, греч. Χριστός Χαλκίτης) - иконография протографа до конца не определена. Одни исследователи говорят о ростовом изображении Христа, тогда как другие приводят убедительные доводы в пользу оплечной или поясной иконографии. Все воспроизведённые образы типа Христа Халки с крестом вместо нимба являются оплечными либо поясными, в то время как эпитет Χαλκίτης известен только по ростовым изображениям Христа с обычным крещатым нимбом (например, ктиторская фреска Боянского монастыря (1258 год), мозаика монастыря Хора (около 1320 года), монеты Никейской империи (XIII век). Возможно, что причиной иконографического разнообразия является наличие нескольких образов, связанных с константинопольским топонимом Халка."
источник: История русского искусства. Том 1; Северный паломник, 2007
"Христос Халкитис - фронтальное изображение Христа во весь рост. В левой руке закрытое Евангелие, правой благословляет. Облачение — хитон и гиматий, на ногах сандалии. Стоит на небольшом подножии прямоугольной формы. В разных религиях подножие издревле являлось атрибутом божества. С тем же значением его восприняло христианство, оно — знак верховного достоинства и исключительного почитания. На некоторых иконах подножие отсутствует, вместо него — обычный позём. В Византии он был известен под именем Христа Поручителя, данным по названию чтимой иконы того же типа, находившейся в Константинополе на Халкопратийских воротах императорского дворца. Отсюда другое его название — Халкит.
Первоначально икона представляла собой медную или бронзовую статую, воздвигнутую Константином Великим (первая треть IV в.). Она явилась первой жертвой иконоборческого эдикта Льва III Исавра 726 года:
«...Ты, — пишет святитель Григорий, папа Римский императору Льву Исавру, — посылал спафарокандидата Иувина к медным воротам разрушить статую Спасителя, при которой совершалось много чудес. Там находились ревностные женщины, которые умоляли спафарокандидата, говоря: нет! нет! не делай этого! Но он не внял их просьбам, поставил лестницу и, поднявшись по ней, трижды ударил топором в лицо Спасителя. Видя это и не имея сил перенести такого нечестия, женщины отодвинули лестницу и бичами засекли его до смерти. А ты, ревнитель зла, послал туда драбантов и, не знаю уже, сколько убил там женщин. ..».
Таким образом, с Халкопратийской иконой Христа Поручителя связаны имена первых мучеников, пострадавших за иконопочитание. При императрице Ирине (последняя четверть VIII в.) образ был возобновлен в мозаике. Но при Льве V (813-820) вновь низвергнут. Окончательно икона была восстановлена на своем месте при императрице Феодоре, вскоре после 843 года. Авторство этого мозаичного варианта приписывается святому Лазарю.
В отечественной литературе иконы этого типа иногда именуются Христом Всемилостивым, что не вполне верно. Эпитет этот должен относиться не к изображению, а к Самому Христу, как это видно из древних церковных описей, использующих его в отношении самых разнообразных икон Спасителя.
Заметное распространение иконография Христа Халкита получила в X-XIV веках. В Византии она служила традиционным образцом для печатей, каменных, мозаичных и живописных образков. В русском искусстве иконография более привычна для храмовых икон."
источник: И.А. Припачкин "Иконография Господа Иисуса Христа", 2001.
#СпасВсемилостивый #толкованиеСвященногоПисаниячерезиконопись #Эрмитаж #созерцаниеОхридскийпролог #8мая
Нет комментариев