Путь из Назарета в Вифлеем занимал три дня. Пешком Марии идти было уже тяжело, поэтому Её вёз осёл. Принадлежало ли животное Иосифу или его взяли «напрокат» неизвестно, но можно уверенно сказать, что родом ослик был из Назарета.
А телёнок? Точнее — вол? Он, оказывается, тоже не ждал Спасителя в вертепе, а пришёл с Марией из Назарета. Святитель Димитрий Ростовский: «…вола привел Иосиф для того, чтобы продать его и отдать должную дань, взимавшуюся по повелению кесаря, а также и для себя купить все нужное». Иначе говоря, по версии святителя, Иосифу требовались деньги — на что-то нужно было жить в Вифлееме и с чего-то заплатить подати.
Архимандрит Никифор Божанов называет Иосифа Обручника, «муж праведный и благочестивый, но живший в Назарете в бедности и снискавший себе пропитание своими трудами». Не так-то просто было восьмидесятилетнему нищему плотнику, хотя бы даже был он из царского рода, найти средства на зимнее путешествие с женой и будущим ребёнком, которое ещё неизвестно сколько продлится. Вот вол, которого Иосиф захватил с собой в дорогу в Вифлеем, стал ему таким «депозитом», который, учитывая множество народа, съехавшегося в город на перепись, можно было довольно выгодно реализовать. И, видимо, Иосифу это удалось, потому что в Евангелии от Матфея сказано о волхвах: «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему» (Мф 2:11) «…войдя в дом…» Не в пещеру, но в дом. То есть, волхвы прибыли в Вифлеем после рождения Иисуса, когда основной наплыв людей схлынул и когда Святое Семейство уже нашло пристанище в более устроенном и приспособленном для Матери и Дитя доме. За постой в доме нужно было, конечно, чем-то платить. Тут-то, возможно, и выручили Иосифа деньги, полученные от продажи вола.
…Но вернёмся в вертеп, к самому моменту Рождества.
Вол и осел. «Оба эти бессловесные животные, стоя у яслей, своим дыханием согревали Младенца, по случаю тогдашнего зимнего времени, и таким образом служили своему Владыке и Творцу», — пишет Димитрий Ростовский.
В Святом Писании, как известно, нет простых совпадений — каждое слово, каждая буква имеет множество смыслов, отсылов и подтекстов. Есть там и упоминание вола и осла. Но — не в Новом Завете, а… в Ветхом» Древнее пророчество гласит: «…вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3)». И вот в Рождество это пророчество исполняется: скромные животные, склонившиеся над Христом, символизируют язычников (осёл) и иудеев (вол). Вот как пишет об этом блаженный Августин Иппонский: «В лице пастухов и волхвов начал вол познавать владетеля своего, и осел — ясли господина своего. От лица иудеев — животное рогатое, ибо они готовили Христу рога креста. От лица язычников — животное длинноухое, ибо предсказано было: Народ, которого я не знал, послужил мне, по слуху уха повиновался мне (Пс 17:44— 45). Ведь Сам Владетель вола и Господин осла возлег в яслях, и обоим предоставил общую пищу. Вол — это об иудеях, осел — о язычниках; те и другие пришли к одним яслям и обрели там корм Слова».
Что же касается других животных, каких принято изображать рядом с яслями в вертепах, о их присутствии можно спорить.
Комментарии 6