Этот цветок нередко встречается на пустырях по берегам Средиземного моря. Зимой и весной избитую козами и овцами землю украшают куртины сочных зеленых листьев, напоминающих листья комнатного амариллиса.
К осени листья отмирают, но их сменяют высокие (порою более метра) стрелки, несущие небольшие белые цветки.
Это растение — морской лук, или дримия морская (Drimia maritima). Зацветая в конце периода летней засухи, еще до начала регулярных дождей, морской лук уходит от конкуренции с другими растениями за насекомых-опылителей. Название цветка — говорящее: родовое имя Drimia происходит от греческого drimys «острый, едкий» и характеризует вкус луковиц этого растения. Несмотря на нестерпимую горечь, морской лук пользовался неизменным спросом как в античные времена, так и в Средневековье. Употребляли его не для еды, но прежде всего как средство борьбы с крысами.
Уже с древности черные крысы (Rattus rattus), а позже и серые крысы (Rattus norvegicus), расселяясь вместе с человеком, появились в Малой Азии и на юге Европы, где наносили вред запасам продовольствия и распространяли опасные болезни. Токсичные вещества, содержащиеся в луковицах дримии, в частности — сциллирозид (см. Scilliroside, от Scilla — латинской транслитерации древнегреческого названия морского лука — skilla), вызывают у крыс тяжелое отравление, ведущее к необратимому поражению нервной системы. Спустя считаные часы после поедания луковиц дримии у крыс начинается паралич, и вскоре зверьки погибают от остановки сердца.
Луковицы использовали сырыми, предлагая их крысам, либо перемешивали с другим, более привычным кормом. Пользовались и порошком, полученным из высушенных луковиц дримии. До последнего времени морской лук для борьбы с грызунами продолжали использовать в Египте (на севере Африки растет разновидность дримии, особо богатая токсинами). А недавно была показана эффективность спиртовых экстрактов морского лука в борьбе с насекомыми-вредителями, такими как повреждающий мучные изделия малый булавоусый хрущак Tribolium castaneum (M. J. Pascual-Villalobos, 2002. Anti-insect activity of bufadienolides from Urginea maritima).
В отличие от многих крысиных ядов, морской лук оказывался средством, относительно безобидным для человека и домашнего скота. Во-первых, едкий вкус растения не позволяет наесться им до отвала, а в малом количестве он опасен только для грызунов, так что серьезные случаи отравления редки. Во-вторых, даже наевшиеся дримии животные обычно избавляются от нее в результате вызванной этим растением рвоты. Крысы, похоже, не чувствуют горечи и охотно поедают предлагаемые им очищенные луковицы. Рвотного же рефлекса у них нет. Серые крысы оказываются более чувствительными к яду дримии, чем черные.
Использование морского лука не ограничивалось борьбой с крысами. В Древней Греции луковицами этого растения украшали двери под Новый год, считая, что они будут отгонять злых духов и принесут богатство. Сажая морской лук у корней плодовых деревьев, пытались защитить будущий урожай от различных напастей. Менее токсичные разновидности морского лука применяли в народной медицине, в частности — как средство от кашля и мочегонное, а также для дезинфекции ран.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев