Сторонники транзисторной чистоты звука бодро идут в атаку на меломанов с ламповыми усилками и эта словесная перепалка каждый раз вовлекает все новые аргументы и доводы. Но так и не находит какого-либо консенсуса.
Чтобы вкратце описать сложившуюся суть вещей достаточно сказать, что один фронт придерживается идей светлого инновационного будущего и отправляет на свалку истории любое упоминание об архаичном ламповом «барахле». Вторые же считают, что каждый музейный экспонат – это, прежде всего, образец стиля и источник волшебного мягкого звука с душой, до которого черствым штамповкам современности никогда не дотянуть.
Ламповые усилители: феномен звучания и преимущества над транзисторными усилителями
Не будем спорить ни с одними, ни с другими. Давайте просто проведем анализ технических характеристик обеих систем, и выясним, в чем же кроется загадка отличительной звуковой разницы.
Началось все с того, что с появлением транзисторных усилителей особо внимательные меломаны уловили разницу в качестве воспроизведения с одних и тех же носителей. Разница эта довольно несущественна и многими обывателями даже неуловима. Но все же, чем сложнее акустическая палитра, тем четче слышится отличие. И с каждым шагом прогресса эта пропасть становилась все глубже.
Ламповый усилитель McIntosh
Есть у этого деления на два фронта и чисто экономические основания. Первые транзисторные системы были дорогими. Но вскоре их массовый выпуск сделал возможным удешевление продукта, но, к слову, качество тоже подкачало. Потому в погоне за новинкой, часть меломанов разуверилась в качестве транзисторных и вернулась к ламповым усилкам. Обрушенный массовым выпуском более дешевых аналогов, рынок лампового продукта вынужден был терпеть бедствие, а потому в конце 90-х годов, когда аудиофилы ринулись скупать остатки ламп – их цены заметно возросли. С той поры повелось, что транзисторные усилители в цене в силу своих продвинутых качеств, а ламповые – как раритетный продукт для редких коллекционеров и особо утонченных ценителей.
Но за что же так ценят звучание лампового усилителя? Многие знатоки называют эти тембральные волны тёплыми, мягкими, живыми… все это лирика. Но физика тоже говорит о существенных отличиях обеих воспроизводящих систем.
Lamp Amplifier
Музыканты говорят, что звук имеет окраску, но на самом деле, это гармонические искажения. И их степень и качество отличается в зависимости от качества воспроизводящей техники. Именно потому в разных аудиосистемах один и тот же носитель будет иметь различную окраску. Подобный диссонанс звуковых колебаний будет либо «резать» слух, либо «ласкать» его. Ламповые усилители формируют четные гармоники. Они приятны слуху и потому воспринимаются позитивно, добавляя ламповым усилителям несколько очков в споре. Гитаристы знают, что хороший ламповый усилитель это не роскошь, а можно сказать необходимое дополнение инструмента, которое раскрывает звуковое колебание струн и усиливает красоту музыкального произведения.
Ламповые усилители: феномен звучания и преимущества над транзисторными усилителями
Исследования в этой области подтверждают: нагромождение гармоник определяет конечное восприятие звука. К примеру, 1% второй гармоники не услышат даже профессионалы, а вот в диапазоне 1,8 – 3,5% вторую гармонику различают почти все и даже не меломаны. При том, что десятую улавливают даже при 0,1%. Выведенное в ходе экспериментов правило гласит: Уловимость гармоники на слух, прямо пропорциональна квадрату ее порядкового номера». А еще нужно уточнить, что гармоники взаимодействуют друг с другом и перекрывают одна другую, потому «на глаз» определить их все очень ложно. Для человеческого слуха самыми лакомыми покажутся последовательные ниспадающие гармоники (подобные прыжкам брошенного мячика). И именно такие гармоники формируются при воспроизведении через ламповые усилители. Таким образом, фанаты лампового звука поощряют самообман, когда в воспроизведении акцент делается не на достоверность, а скорее на наличие приятных слуху облагораживающих звуковых эффектов.
Ламповые усилители: феномен звучания и преимущества над транзисторными усилителями
А как же быть с достоверностью? Ведь в таком случае получается, что звук, получаемый посредством лампового усилителя это не тот звук, который был изначально записан в студии. Максимальной чистоты и честности в этом вопросе позволяют добиться лишь современные транзисторные усилители.
Но позвольте сказать еще несколько слов о ламповиках. Самыми волшебными ТЛЗ по праву называются однотактники, конечно же, без ООС. Отсутствие импульсных блоков питания и ООС предотвращает появление интермодуляционных искажений. Линейные характеристики ламп в разы лучше полупроводников. Кроме того, ещё одним способом благозвучного искажения является использование мощных выходных трансформаторов, которые понижают АЧХ, подчеркивая средние частоты.
При этом гитарное звучание остается верным ламповым усилкам, ровно как и радиолюбители-экспериментаторы, которые стремятся изучить и познать все «тайны» лампового звука.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 66
У капиталистов всегда вот так: растёт спрос - цена тоже растёт. Падает спрос - цена тоже падает. И без вариантов.