О церковных записках
2.1. Как правильно написать в храме записку?
– Вверху записки надо изобразить восьмиконечный крест, затем надписать ее – «О здравии»
или «О упокоении». Далее крупным разборчивым почерком надо перечислить в родительном падеже полные
имена (обычно 10–15 имен), данные при Крещении, тех людей, за которых просят молитв. Имена должны
быть написаны в церковной форме, например, не Ивана, а Иоанна; не Семена, а Симеона; не Ульяны,
а Иулиании. Имена детей тоже надо писать полностью, например, «Сергия», а не «Сережи». Имена священнослужителей
пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например: «архиеп.
Иеронима», «прот. Николая», «иерея Петра».
2.2. До какого возраста ребенок младенец, отрок? Как правильно отражать это в записках?
– До 7 лет ребенок – младенец, с 7 до 14 лет – отрок. Это и указывается сокращенно перед
полным именем ребенка при написании записок. Например: «мл. Сергия» или «отр. Евгения».
2.3. Можно ли писать в записках «заблудшего», «озлобленного»?
– К имени поминаемого в родительном падеже допускается включение слов: «младенца», «отрока»
(для детей), а также: «воина», «болящего», «путешествующего», «заключенного», «учащегося». Перед
именами живых крещеных, но не живущих церковной жизнью людей, пишут: «заблудшего», чтобы священнослужитель
понимал, о ком он молится. Не пишут: «страждущего», «озлобленного», «скорбящего», «девицы», «вдовицы».
В заупокойных записках следует отметить «новопреставленного» (в течение 40 дней после кончины),
«приснопамятного» (если усопший имеет в этот день памятную дату), «убиенного», «воина». К именам
священнослужителей добавляют сан и пишут их в начале записок.
2.4. За кого нельзя подавать записки?
– Записки в храме нельзя подавать за тех, кто не является членом Православной Церкви: за
некрещеных, инославных (католиков, протестантов, армян), иноверцев (мусульман, иудеев, буддистов
и пр.), а также за самоубийц (если нет архиерейского благословения на их отпевание и церковное
поминовение), за убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.
2.5. Как происходит поминовение по запискам на проскомидии?
– Во время проскомидии – приготовительной части Литургии («проскомидия» – по-гречески «приготовление»),
за тех людей, имена которых написаны в записке, священник вынимает частицы из просфор и в конце
Литургии опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой:
«Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Совершением
этого священнодействия душам поминаемых по запискам людей подается благодать Святого Духа.
2.6. Что такое «заказная обедня»?
– Обедней в народе называют Литургию. Заказной обедней называют поминовение по запискам
во время Литургии. Такие записки прочитываются на проскомидии, на ектении (поминовении во всеуслышание,
которое обычно совершает диакон) и на молебне (или панихиде).
2.7. Можно ли писать в записках имена, которых нет в православном месяцеслове, например,
Егор?
– В записках пишут только те имена, которые даны при Крещении. Как правило, Егор в Крещении
принимает православное имя Георгий.
2.8. Что такое сорокоуст и как его заказать?
– Сорокоуст – это сорокадневное поминовение о здравии или о упокоении во время Литургии
с выниманием частицы из просфоры за того человека, о котором просят молитв. Сорокоуст можно заказать
в свечной лавке храма только за крещеных православных христиан.
2.9. Что такое годовое, полугодовое поминовение?
– Кроме записок об однодневных поминовениях, в храмах и монастырях принимаются также записки
о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение длительных сроков: на месяц, на 40
дней (сорокоуст), на полгода, на год, на несколько лет. Длительное поминовение бывает «с частицей»
(когда каждый день в течение всего срока на проскомидии вынимается частица из просфоры) или «без
частицы» (в этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия храма или монастыря
в течение указанного срока за каждым богослужением молятся об этих людях).
2.10. Что такое вечное поминовение?
– Это поминовение в течение всего времени, пока существует монастырь.
2.11. Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?
– Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только
имена крещеных православных христиан.
Следует подавать записки о здравии плодоносящей (непраздной) матери – это будет полезно и для
нее, и для ребенка. Будущей матери необходимо посещать храм, и не просто посещать, а исповедоваться
и причащаться.
2.12. Почему у церковных записок разная стоимость?
– Различие цены записок отражает лишь разницу в сумме пожертвования на храмовые нужды, а
потребности храма значительно выше, когда он восстанавливается или нуждается в ремонте. Это же
можно сказать и о стоимости свечей.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1