Обелиск по адресу пр. Маршала Жукова, 77, к1. Возведен в 1946 году. Входит в «Кировский вал», комплекс Большого блокадного кольца. Фото: музейно-мемориальный комплекс Дорога жизни, https://vk.cc/cPjNCx
8 сентября — День памяти жертв блокады Ленинграда. В этот день мы вспоминаем не только об утратах, но и о силе духа, которая помогла городу выстоять. Символом этой памяти стал Зеленый пояс Славы — мемориальное кольцо из монументов и рощ, чтобы увековечить подвиг защитников и жителей осажденного города. Зеленый пояс Славы Ленинграда — Большое блокадное кольцо по переднему краю обороны — 220 км и 26 основных монументов, Малое блокадное кольцо на Ораниенбаумском плацдарме — 60 км, 81 памятное место, 6 мемориалов, в том числе Малая дорога жизни, — это уникальное и беспрецедентное по масштабу пространство коллективной памяти о трагедии блокады и героизме воинов Великой Отечественной войны.
Памятник «Клятва» в Шлиссельбургской крепости. Фото: музейно-мемориальный комплекс Дорога жизни, https://vk.cc/cPjNIk
В смертное время, как называли ленинградцы первую блокадную зиму 1941–1942 годов, архитектор Александр Никольский зарисовывал ансамбли стылого города, подвалы Эрмитажа, где он с женой Верой прожил два месяца, делал эскизы будущего Кировского стадиона. В феврале 1942-го Никольского отправили в эвакуацию, и в Ярославской области из рисунков и записей он составил рукописную книгу «Памжа. Ленинград в дни осады». Памжа — это беда, невзгода. «И такая памжа приключилась с Ленинградом, что не приведи бог», — как-то произнесла девушка Наташа, помогавшая семье архитектура по дому. В рукописной книге есть запись от 8 января 1942 года: «Я задумал серию памятников — памятных точек боев за Ленинград. Такой в полном смысле пространственный коллективный памятник боям на подступах к Ленинграду». Визионерская мысль о пространственном коллективном памятнике была впервые обнародована в книге Никольского «Ленинградский альбом», вышедшей в 1984 году, много лет спустя после смерти академика архитектуры.
Мемориал на Синявинских высотах, памятник Герою Советского Союза Султану Баймагамбетову. Фото: музейно-мемориальный комплекс Дорога жизни, https://vk.cc/cPjNNq
Первый мемориал павшим был задуман и возведен в годы войны, в 1944 году, на берегу реки Тосно у Ивановских порогов, на месте плацдарма «Ивановский пятачок» силами инженерных войск. Проект в 1943 году выполнили старший лейтенант Кирилл Иогансен и младший лейтенант Василий Петров. Молодые архитекторы до 1943 года сражались на фронте, затем были заняты работой над знаменитой выставкой «Героическая оборона Ленинграда», ставшей впоследствии по распоряжению Военного совета Ленинградского фронта Музеем обороны и блокады Ленинграда в Соляном городке.
Стела в Лигово и семиметровый обелиск с надписью «На этом рубеже 18 сентября 1941 года героические защитники Ленинграда остановили германские полчища и заняли несокрушимую оборону. 1941–1944 годы», созданный также по проекту Иогансена и Петрова, вошли в первое звено Большого блокадного кольца Зеленого пояса Славы.
Мемориал «Безымянная высота» на правом берегу Невы у Ивановских порогов. Фото: музейно-мемориальный комплекс Дорога жизни, https://vk.cc/cPjO8T
Идея создания единого мемориального комплекса на местах боев вновь громко прозвучала в канун 20-летия Победы. В 1965 году поэт и фронтовик Михаил Дудин на страницах молодежной газеты «Смена» в День Советской Армии и Военно-Морского Флота обратился к ленинградцам с предложением: «Пусть на месте кольца блокады вырастет вокруг Ленинграда зеленое кольцо мира, пусть оно обозначит на вечные времена своим зеленым шумом рубеж нашего мужества… Пусть каждый ленинградец, молодой и старый, долгом и честью сочтет посадить на смертном рубеже дерево вечной жизни и памяти, — это наш долг».
Читатели сердечно приветствовали предложение Дудина и присылали в редакцию тысячи писем, инициативу поддержали комсомольские и партийные органы. Высаженные рощи и парки должны были залечить израненную рвами и воронками от снарядов ленинградскую землю, а Зеленый пояс Славы — стать частью новой лесопарковой зоны, окружающей город. Идея посадки саженцев была близка ленинградцам со времени высадки деревьев в Московском и Приморском парках Победы осенью 1945 года.
Вечный огонь на мемориале «Разорванное кольцо» на берегу Ладожского озера. Фото: «Газпром межрегионгаз», https://vk.cc/cF7HZK
Разработку плана мемориального комплекса на общественных началах вело Планировочное управление Ленгорисполкома. Штаб Ленинградского военного округа, взяв за основу линию обороны на сентябрь 1941 года, где были остановлены войска врага, и места проведения операции «Январский гром» по снятию блокады, выполнял работу по уточнению мест. Над художественной концепцией трудилась 1-я архитектурная мастерская института «Ленпроект». В 1965 году план был представлен в Ленгорисполкоме. В День Победы 9 мая 1965 года ленинградцы, организованные по районам, выехали на место будущего мемориала, высадив 8400 деревьев на 18 участках и установив закладные камни.
Монумент «Артбатарея-А» на Дудергофских высотах. Фото: музейно-мемориальный комплекс Дорога жизни, https://vk.cc/cPjOtY
Первая очередь комплекса была завершена к 9 мая 1967 года. Вторая — к 30-летию Победы. Центральное место в Зеленом поясе Славы занял открытый 9 мая 1975 года на площади Победы Монумент героическим защитникам Ленинграда, возведенный по проекту архитекторов Сергея Сперанского, Валентина Каменского и скульптора Михаила Аникушина. 48-метровая стела вознеслась над пространством символического разорванного кольца и стала доминантой Московского проспекта. Два высотных 22-этажных жилых здания, сооружавшихся одновременно с монументом, фланкировали площадь и оформляли парадный въезд в город.
Мемориал на станции Петрокрепость. Фото: музейно-мемориальный комплекс Дорога жизни, https://vk.cc/cPjSCk
Один из самых выразительных и всемирно известных монументов Зеленого пояса Славы — «Разорванное кольцо» — находится на Вагановском спуске к Ладоге. Его автор, скульптор Константин Симун, рассказывал, как явился этот образ. Услышав о конкурсе, он пришел в штаб, который занимался поясом Славы, и чуть ли не на следующий день вместе с другими скульпторами и архитекторами выехал на Ладогу в то место, где Дорога жизни выходила на лед. «Там сплошные горизонтали: небо — горизонталь, вода — горизонталь, берег — чахлые деревца. Тут моментально в воображении возникло разорванное кольцо», — вспоминал Симун. Вечером он сделал гипсовую модель и утром отвез эскиз в райком партии, там работа понравилась, полуарки скульптор объяснил так: «Это дорога на Ленинград, а это — на Большую землю». Почему полуарки идут внахлест, Симун объяснить не мог и рассказывал, что его жена Лена видела в нахлесте космические лучи, которые не пересекаются, символ бесконечности. После открытия монумента в мастерскую Константина Симуна приехал секретарь райкома и сказал, что памятник растрогал его до слез.
«Рубежный камень», мемориал «Невский пятачок». Фото: музейно-мемориальный комплекс Дорога жизни, https://vk.cc/cPjOlM
«Разорванное кольцо» Константина Симуна формой напоминает триумфальные арки из блокадного дневника архитектора Никольского: «Я твердо верю в скорое снятие осады и начал думать о проекте триумфальных арок для встречи героев — войск, освобождавших Ленинград», — писал в дневнике Никольский в январе 1942 года.
Симун в блокаду был эвакуирован в Кировскую область и потом часто вспоминал, как мальчиком бегал к радио, чтобы услышать: «В упорных боях мы взяли…» Война стала одной из главных тем в творчестве Симуна, разорванное кольцо — лейтмотивом цикла «Дорога жизни». В разные годы Константин Симун создал «Блокадную мадонну», «Хлеб. Дорога жизни», «Парад Победы». Граненый стакан на буханке из гранита отсылает к теме фронтового пайка, посвящен памяти павших и находится в собрании Русского музея.
Памятник всем танкистам, участвовавшим в прорыве ленинградской блокады в январе 1943 года, рядом с музеем-заповедником «Прорыв блокады Ленинграда». Фото: музейно-мемориальный комплекс Дорога жизни, https://vk.cc/cPjOf5
В Зеленый пояс Славы входит и мемориальный комплекс «Цветок жизни» на третьем километре Дороги жизни. Каменный цветок со словами «Пусть всегда будет солнце» в память погибшим в блокаду детям создал скульптор Павел Мельников в 1968 году. За монументом стоит роща из 900 деревьев. В 1975 году возле «Цветка жизни» открыли Траурный курган с восемью стелами, на которых воспроизведены страницы дневника Тани Савичевой — одного из самых трагических документов блокады.
Кольцо, которое когда-то сжимало город в смертельной осаде, стало кольцом жизни и памяти. Зеленый пояс Славы — это пространство, где природа и монументы говорят о самом главном: память не прерывается, пока ее бережно несут через поколения.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев