В Мемориальном музее им. А. В. Суворова проходит небольшая, но весьма примечательная выставка «Солдаты России», приуроченная к Году защитника Отечества. На ней представлено 13 фарфоровых фигур, изготовленных ИФЗ и переданных в дар музею. Каждая скульптура воспроизводит воина — от 1550 года, эпохи Ивана Грозного, до 1945-го, времени суровых испытаний Великой Отечественной и Второй мировой. В центре экспозиции — не знаменитые герои и полководцы, а простые солдаты. С документальной точностью воспроизведены их костюмы и оружие — в каждой скульптуре от 18 до 24 достоверных деталей. На создание исторической фарфоровой армии ушло более четырех лет. Чем еще запоминается выставка, рассказывает Михаил Борисов
https://vk.com/id15678047
.
Искусство + история
Стрелец, фузилер, мушкетеры Елизаветы Петровны и Екатерины Великой, пехотинцы времен Александра II и Александра III, офицер Добровольческой армии — всего 13 бисквитных, из неглазурованного фарфора, скульптур представлено на выставке «Солдаты России» в Суворовском музее. Автор Алексей Ничепорчук создал их в содружестве с военным историком, заместителем директора музея по научной работе Александром Лукирским. Работы выполнены максимально детализированно и точно с точки зрения элементов формы и миниатюрного оружия из латуни.
В витринах скульптуры инсталлированы вместе с подлинными предметами обмундирования и вооружения русской армии XVIII–XX веков из собрания Музея А. В. Суворова: легендарной буденновкой с кокардой-звездочкой, гусарским кивером и ташкой — сумкой из тонкой кожи, гренадерской шапкой, винтовкой Мосина. Каждой фарфоровой статуэтке соответствует рассказ об униформе. Так, при Петре I гвардейский фузилер был одет в кафтан, камзол, штаны, носил чулки, галстук и шляпу. Камзол носили под кафтаном, галстук завязывали бантом. При Елизавете Петровне полы кафтанов начали выворачивать наружу и сшивать углами вместе, при Екатерине II на строевом кафтане появились красные суконные лацканы, а на правом плече — плетеные эполеты. Белые банты на шляпах мушкетеров при Павле I заменили на черные с тонкой оранжевой полосой, и эти цвета входят в военную символику России до сегодняшнего дня. При Николае I кафтаны сменили на узкие фрачные мундиры, а штаны — на длинные и свободные брюки. Император Александр II заменил кивер на кепи с черным козырьком, а при Александре III впервые основным головным убором стала фуражка. Николай II разделил форму на повседневно-парадную и полевую. В летний походный комплект входила рубаха русского кроя со скошенным налево запахом и шаровары.
Самым узнаваемым элементом униформы времен Гражданской войны был шлем или буденновка, а фуражка вернулась только в 1924 году. Красноармейцы носили рубаху из равнетуха — льняной ткани — со стоячим воротничком и шаровары из хлопчатобумажного репса. Фарфоровый солдат Парада Победы одет в парадный однобортный мундир из шерстяной ткани цвета хаки и суконные шаровары, на голове — стальной шлем, на ногах — сапоги. Парадную форму за месяц пошили на московской фабрике «Большевичка». Всего было изготовлено 15 тысяч таких парадных комплектов обмундирования.
Фарфоровая летопись
Традиция скульптур из фарфора начиналась в эпоху Екатерины II. Императрице в 1784 году был представлен изготовленный на Императорском фарфоровом заводе «Арабесковый сервиз», в который, помимо самой фарфоровой Екатерины II, входила вереница скульптур, или так называемое Бисквитное филе из композиций «Крым, или Таврис, под державою Екатерины II», «Грузия под покровительством России», аллегорий «Военная сила» и «Морская сила» и других.
При Екатерине II был налажен и выпуск серии статуэток «Народы России» на основе труда этнографа И. Г. Георги «Описание обитающих в Российском государстве народов, а также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достойнопамятностей». Известно 32 скульптуры в национальных костюмах из этой серии.
Символом русского фарфорового искусства стала созданная Степаном Пименовым во времена правления Александра I знаменитая «Водоноска», девушка в сарафане и кокошнике с коромыслом на плечах. К 300-летию дома Романовых по инициативе Николая II в 1907 году была начата серия «Народности России». Запланировано было 400 статуэток, изготовлено 146 форм, и на сегодняшний день обнаружено 74 фигурки, 47 из них хранятся в собрании Этнографического музея.
Cерию «История в фарфоре» Императорский фарфоровый завод задумал в 2020 году совместно с музеем Суворова. Скульптор Императорского фарфорового завода Анатолий Данилов, изучив архивные материалы, создал в академической манере статуэтки из бисквита с героями русской истории — Александром Суворовым, Федором Ушаковым, Михаилом Кутузовым, Петром Багратионом, Михаилом Скобелевым, Алексеем Брусиловым. Эти работы были представлены на выставке «Полководцы великих побед» в музее Суворова в 2022 году.
Коллекция «Солдаты России» стала продолжением серии «История в фарфоре». Скульптор Алексей Ничепорчук, выпускник Красноярского государственного художественного института, работает в разных жанрах и с разными материалами — бронзой и мрамором. В коллекции, приуроченной к Году защитника Отечества, Алексей Ничепорчук сочетает плавность и естественность линий с контрастным и очень достоверно изготовленным миниатюрным оружием из латуни.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев