ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ПЕТЕРБУРЖЦЕВ. КОНСТАНТИН ТОН — АРХИТЕКТОР «РУССКО-ВИЗАНТИЙСКОГО СТИЛЯ»
К. П. Брюллов. Портрет К. А. Тона. Около 1823–1827. Холст, масло. 56,5 × 51 см. Русский музей, Санкт-Петербург. Фото: https://vk.cc/cs8xzS
Ноябрьским днем 1794 года в семье петербургского ювелира Тона родился сын Константин, который станет знаменитым архитектором и профессором Академии художеств. Свое дело Тон знал блестяще: строил экономно, тщательно и даже для дверной ручки мог сделать полноценный чертеж. Тон стал основоположником национального «русско-византийского стиля» в прикладном искусстве и архитектуре. Самые знаменитые постройки Константина Тона находятся в Москве — храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата. Однако в родном Петербурге он создал не менее значимые произведения, которые стали символами города на Неве.
Пристань у Академии художеств по проекту Тона с конями Клодта. Первый проект. 1831. Фото: https://vk.cc/cs8xCF
В 1830 году Академия художеств заказала Тону художественное оформление набережной «для судов противу дома Академии художеств». Тон сделал небольшую, в 42 метра, пассажирскую пристань монументальной. Проект быстро получил одобрение. Пристань выступала из береговой линии в Неву. Тон разработал проект «в лучшем греческом вкусе»: две бронзовые фигуры укротителей коней от скульптора Петра Клодта, грифоны и высокие светильники-жирандоли (канделябры). Однако бронзолитейные работы оказались слишком дорогими, и от коней пришлось отказаться. Их потом все-таки отлили, но уже для Аничкова моста. Вместо конных фигур было принято решение поставить подлинных египетских сфинксов, которые были приобретены в Египте для Петербурга по решению Николая I в 1831 году. Кстати, они оказались в десять раз дешевле новых скульптур. Архитектору Тону пришлось переделывать проект. Пристань «врезалась» в массив набережной. Спуск к воде был уменьшен до 14 ступеней. Появились мощные пьедесталы для древних скульптур. Полукруглые гранитные скамейки, жирандоли в античном стиле с чашами и львиными лапами, украшенные рельефом с изображением греческих девушек, и четыре грифона остались от первоначального проекта. Два года гранитные сфинксы с лицом фараона Аменхотепа III находились во дворе Академии художеств, а в 1834 году были установлены на набережной. Пристань со сфинксами в египетско-греческом стиле полюбилась петербуржцам. Сейчас это один из символов Петербурга.
Набережная Невы у Академии художеств. Вид пристани с египетскими сфинксами днем. Воробьев М. Н. 1835. Холст, масло. 75 x 111 см. В коллекции Русского музея. Фото: https://vk.cc/cs8xFa
Московский вокзал
Конкурсный проект здания пассажирской станции Петербургско-Московской железной дороги в Петербурге. Архитектор А. П. Брюллов, 1843. НИМАХ. Таким мог быть Московский вокзал. Фото: https://vk.cc/cs8xHP
Николаевский (Московский) вокзал в Петербурге. 1860-е. Фото: https://vk.cc/cs8xJQ
Проектирование вокзалов на главной железнодорожной линии России по решению императора Николая I было отдано Тону. Для Москвы и Санкт-Петербурга архитектор создал идентичные проекты: так в столичных городах появились «близнецы». Оба двухэтажные, со сдвоенными венецианскими окнами, декоративными колоннами, над центральным входом — башни с часами и флагом. Но если приглядеться, то фасад столичного петербургского вокзала на две пары окон шире и есть две симметричные арки для въезда экипажей. А вот двухъярусная квадратная башня чуть ниже московской. Интерьер были изысканными: полы из дубового паркета, печи из мрамора. На втором этаже — жилые квартиры служащих. На первом — просторные императорские апартаменты и зал ожидания для обычных горожан. При входе в здание вокзала всех пассажиров обязывали снимать головные уборы.
Дебаркадер Николаевского вокзала в Санкт-Петербурге. Акварель Августа Петцольда из альбома «Виды Санкт-Петербургско-Московской железной дороги». 1851. Фото: https://vk.cc/9mJ5LW
Со стороны путей построили шатер-дебаркадер с железной крышей, толстыми кирпичными стенами, широкими арочными окнами и воротами для поездов. После того как поезд заезжал и останавливался, ворота закрывались. Пассажирам было тепло и комфортно. Вокзалы двух столиц стали последними крупными проектами Константина Тона. Позже он предложил еще несколько интересных идей, но они остались на бумаге. С 1860-х годов архитектор занимался наблюдением за работами по возведению храма Христа Спасителя и преподаванием в Академии художеств.
Здание Московского вокзала. 2021. Фото: https://vk.cc/9mJ5LW
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев