Сонных О.С.,
заведующая отделом научно-технической литературы и промышленных каталогов
РНТБ
Как люди поверят в компанию, если все, что они видят изо дня в день, – это
пара засохших цветов и огнетушитель?
Ричард Брэнсон
Каждый человек
стремится:
• быть привлекательным, даже если природа обделила его внешними данными;
• проявить свою образованность и профессионализм, даже если уровень не
соответствует времени и месту;
• реализовать свои интересы, даже если нет соратников;
• общаться без вреда для себя, даже если окружение агрессивно.
В более широком смысле можно сказать: каждый человек стремится к успеху в
жизни. Если в понятие успеха входит все то, что сказано выше, то для его
достижения без привлекательного имиджа не обойтись.
Термин «имидж» в российском лексиконе начал активно использоваться примерно с
середины 90-х годов прошлого века. В начале, в основном, в политологической
области в контексте «имидж политика» («у него имидж мудрого политика», «у
этого политика хороший имидж и т.д.).
Сегодня термин «имидж» используется не только по отношению к политикам, не
только по отношению к человеку вообще, но и к иным объектам («имидж данного
продукта», «имидж банка») и явлениям («имидж образовательной системы»). Хотя
некоторые специалисты полагают: «Правомерно утверждать, что «имидж» соотносим
только с личностью, поэтому некорректно говорить об
имидже каких-то неодушевленных предметов». Надо полагать, что это – все еще
отзвук того времени, когда у нас об имидже говорили только в связи с
политическими деятелями.
Слово «имидж» происходит от английского «image», которое, в свою очередь,
происходит от латинского «imago».
В настоящее время в справочной литературе и в практике имиджмейкинга термин
«имидж» интерпретируется настолько широко, что некоторые формы его
употребления даже специалистами в области имиджелогии нередко противоречат
друг другу.
«Большой словарь иностранных слов» трактует термин «имидж» как «образ
какого-либо лица, предмета или явления, создаваемый умышленно с целью
направленного психологического воздействия».
«Новый большой энциклопедический словарь» и «Новейший энциклопедический
словарь» дают следующие определения:
• представление, мнение, образ, сложившиеся в обществе о каком-либо
объекте (человеке, организации, товаре);
• индивидуальный стиль, облик, характеризующий лицо, группу лиц, учреждение и
т.п.
Профессиональный имидж – это образ, который соответствует специфике той или
иной профессии, то представление о специалисте, которое складывается о нем у
его руководителей, подчиненных, коллег, клиентов компании (организации).
Управление профессиональным имиджем - это умение создать позитивный образ,
который подчеркнет лучшие качества специалиста как личностные, так и деловые.
Важнейшие показатели профессионального имиджа:
• социальные ценности, поддерживаемые организацией;
• наличие и уровень развития фирменного стиля;
• удовлетворенность партнеров и потребителей контактами с персоналом фирмы
(организации);
• удовлетворенность персонала своим трудом;
• удовлетворенность отношениями между сотрудниками;
• низкий уровень конфликтов и их управляемость;
• оптимальное сочетание формальной и неформальной структуры фирмы
(организации);
• наличие авторитета у специалиста вне и внутри организации и прочие. Имидж
существует в сознании обывателя как взаимосвязанный последовательный
поток информации, программирующий образную и эмоциональную реакцию.
Работа по созданию имиджа ведется целенаправленно и различными средствами по
каждому из каналов восприятия: визуальному, вербальному, событийному и
контектстному.
1. Визуальное измерение формирует внешний образ: соответствие нормам
деловой и официальной одежды, аксессуары, прическа, манера поведения, мимика,
жесты.
2. В вербальном измерении – культура общения: речь, публичные выступления,
доклады, интервью, статьи, деловая переписка, умение вести беседу по
телефону.
3. Событийное измерение – это нормативно-этическая сторона поступка,
поведения, деятельности в целом, т.е. речь идет о репутации человека.
4. Контекстное измерение рассматривают как присоединение имиджей других
людей (родственники, друзья, окружение), что также оказывает влияние на
репутацию человека и имидж в целом.
Существует и так называемый «безупречный» имидж – это имидж, с помощью
которого человек максимально эффективно достигает своих целей. Безупречный
имидж врача – это имидж, при котором к нему стремятся пациенты и быстрее
выздоравливают. У педагога – все хорошо и дети с удовольствием учатся и любят
ходить в школу. Безупречный имидж руководителя государства – все жители
уверены в завтрашнем дне, сыты, свободно передвигаются и гордятся своей
страной. Безупречный имидж фирмы (организации) – прочность ее
материально-финансовых возможностей, высокий профессионализм ее сотрудников,
новейший технологический уровень производства. Представителям нашей профессии
также присущ «безупречный» имидж. И выражается он, прежде всего, в качестве
обслуживания наших пользователей, их желании вернуться в нашу библиотеку еще
и еще раз, получить необходимую информацию именно в нашей библиотеке. Словом,
безупречный имидж помогает быть реально успешным. Но над этим надо много
работать. Нельзя только с помощью правильно созданного имиджа рассчитывать на
долгосрочный успех. Если параллельно с этим не вести работу над
самосовершенствованием, может получиться, как в известной пословице
«встречают по одежке», а что потом?
Исследования проблемы – библиотека и ее имидж – дают очень разнящиеся
результаты. И у нас, и в зарубежных странах таких исследований было не очень
много, результаты их весьма противоречивы и не всегда приятные для нас.
Опустим их. Не будем концентрировать свое внимание на негативе.
Посмотрим, какие рекомендации дают специалисты в области имиджмейкинга, что,
может быть, уже нами сделано, а на что нужно обратить свое внимание.
Рассуждая на тему имиджа библиотечной профессии, можно заметить явный
парадокс. С одной стороны, к библиотекарю можно относиться как к деловой
женщине, профессионалу, информационному менеджеру. Но это то, как мы хотим,
чтобы воспринимали нашу профессию в обществе. С другой стороны, в глазах
читателя библиотекарь по-прежнему остается «серой мышкой», не специалистом, а
случайным человеком в профессии. Необходимо отметить, что подобное мнение
высказывают люди, которые не были в стенах библиотеки более 10 лет. Библиотекари
сами поддерживают многие негативные представления о своем труде. Мы не знаем,
как самопрезентовать себя и свою деятельность, многие стесняются своей
профессии. Положение изменится к лучшему только тогда, когда каждый
библиотекарь поверит в себя и будет знать себе цену.
Иохан Корен считает, что имидж формируется под влиянием того комплекса услуг,
который обеспечивает библиотека. В современном обществе библиотеки должны
восприниматься как центры информации, а не как учреждения, где происходит
механический процесс: книгу сдал – взял новую, а библиотекари должны
рассматриваться как информационные специалисты-профессионалы. Зачастую
пользователи и не знают, что в библиотеке, помимо возможности взять книгу на
дом, предоставляются различные сервисные услуги, что проводятся необычные
массовые мероприятия, поэтому необходима постоянная их реклама. Акцент
необходимо сделать, прежде всего, на те услуги или ресурсы, которыми
посетитель может воспользоваться только в библиотеке:
• уникальный фонд печатных изданий или медиаресурсов;
• различные базы данных, услуга удаленного доступа к информации;
• бесплатные мастер-классы и т.д.
Главная задача библиотечного имиджа – показать наряду с компетентностью нашу
готовность к общению, создать образ доброго советчика. Наш имидж в сознании
других людей создается поведением, речью, обликом и профессионализмом. И чем
гармоничнее все составляющие, тем более цельным оказывается впечатление.
Так что же необходимо сделать, чтобы нас воспринимали так, как мы этого
хотим? Рассмотрим данный вопрос с точки зрения трех основных составляющих
имиджа: «внешний» имидж, «внутренний» (корпоративный) и «независимый»
(«неосязаемый»).
Любая библиотека имеет свою историю, определенную репутацию, и,
следовательно, формирование имиджа начинается не с нуля.
«Внешний» имидж (то,
как выглядит и работает организация). Формирование имиджа организации, т.е.
ее устойчивого образа в сознании целевой группы, осуществляется в процессе
коммуникации, в рамках которой транслируется информация имиджевого характера
(вербальные, визуальные, аудиовизуальные имиджевые сообщения). К таковым
можно отнести название организации, ее миссию и девиз. Константы фирменного
стиля: фирменный лозунг (слоган), «лицо» фирмы (организации) – логотип (это
постоянный коммуникант), корпоративный герой (пример корпоративного героя –
ковбой Marlboro), фирменный гимн, корпоративная легенда и др.
Учитывая то, что современный читатель оценивает нашу работу по таким
критериям, как удобство, качество, оперативность, библиотека должна постоянно
менять формат своей деятельности, ориентируясь на интересы и потребности
конкретной целевой аудитории. Что касается внешней привлекательности
помещений библиотеки, согласитесь, зайти в современное технически оснащенное
здание, где тебя ждут комфортные зоны работы с книгой или проведения досуга,
не отказался бы ни один человек. От того, как встретят читателя в библиотеке
в первый раз, зависит – вернется он к нам или нет. Сегодняшняя библиотека
призвана быть многоликой, разной: с «шумными» и «тихими» зонами; с открытыми,
большими пространствами-площадками и отдельными кабинетами, с маленькими
читальными залами, где можно уединиться с журналом или потолковать с
приятелем (коллегой-специалистом, как у нас практикуют некоторые постоянные
читатели), посидеть с подружкой в зимнем саду или «заветном» уголке на
абонементе. Конечно же, большое значение также имеет место расположения
библиотеки, удобные часы работы, материальная база, наличие WiFi, и что
немаловажно – место, где читатель сможет выпить чашечку кофе, тем самым
сделать небольшой перерыв в занятиях (отвлечься), ну и, естественно, просто
поддержать свои физические силы.
Концепция открытой библиотеки за рубежом предельно расширяет этот ряд,
включая в него учет сиюминутных, «бытовых» аспектов поведения. Например,
наличие мест для детских колясок, с которыми приходят в муниципальные
библиотеки молодые мамы; уголка в туалете, где можно перепеленать ребенка;
помещения для групповых и индивидуальных учебных занятий с малышами из
начальной школы и т.п. При этом речь идет об открытом пространстве,
одновременно ориентированном «на всех» и замкнутом – на отдельного человека.
И хотя не всегда библиотеки могут позволить себе большие материальные затраты
на покупку оборудования, каждая старается художественно оформить свое
пространство, создать свой неповторимый стиль.
Сегодня каждая библиотека работает над созданием собственного имиджа. Многие
библиотеки имеют свои баннеры, сувенирную продукцию, канцелярские
принадлежности со своим логотипом (ручки, блокноты, календари, пакеты),
визитные карточки, создают ролики, размещают их на сайте и других
интернет-площадках.
В некоторых регионах России решаются вопросы «визуального» имиджа библиотек
на уровне департамента культуры. Так, например, столичные (московские)
библиотеки решено оформлять в едином визуальном стиле. Планируется
разработать для более чем 440 библиотек одинаковые логотипы, наружные вывески
с режимом работы, основные навигационные символы и информационные таблички,
которые планируется установить недалеко от выходов из метро, рядом с
остановками общественного транспорта и парками. Это касается и информационных
листовок, в которых прописан весь перечень услуг, визиток, бейджей и т.д.
Цель данного проекта в том, чтобы «сделать визуальный ряд городских библиотек
узнаваемым». По словам руководства департамента, это позволит горожанам
отличать столичные хранилища книг от частных, федеральных и ведомственных
библиотек, которые также располагаются на территории Москвы.
Другая сторона внешнебиблиотечного имиджа – имидж библиотечных специалистов –
непосредственно связан с выполнением профессиональных обязанностей и
складывается из внешнего облика, манеры поведения, умения общаться.
В обществе неизменно действует один закон – нас либо принимают, либо не
принимают. Очень часто причина кроется не в каких-то «не тех» личных
качествах, а просто в том, как мы выглядим. Смиряемся ли мы с этим или нет –
это уже другой вопрос. Главное, что в любом случае ситуацию можно в корне
изменить.
В ходе исследований обнаружилась значимая связь между тем, как одет
специалист (консультант), и оценкой клиентами его внимательности,
компетентности, доверием к нему, а также с повторным желанием его видеть
(обратиться за услугами в ту или иную организацию).
Восприятие человека по внешнему виду (одежде, макияжу, прическе) называют
«габитарным имиджем». Мы с первого взгляда определяем, нравится нам кто-то
или нет, все остальное решаем потом. И даже если первое впечатление оказалось
неверным, избавляться от его отпечатков придется еще долго. Не зря же в народной
мудрости «по одежке встречают…». Габитарный имидж всегда сознателен и
направлен. Его главная цель – произвести нужное впечатление, поэтому его
нужно рассматривать как сообщение, которое мы отправляем тем, к кому идем.
Неудивительно, что габитарный имидж столь ценен для публичных людей. А
библиотекарей можно смело отнести к этой категории.
Латинское «habitus» переводится как:
1. «внешность», наружность, вид, облик, образ;
2. платье, одежда, костюм, наряд и др.
Само же понятие габитарного имиджа достаточно емкое. Оно включает в себя:
• психофизиологические характеристики человека;
• стиль, максимально гармонично сочетающийся с этими характеристиками;
• моду, которая помогает выглядеть современным и прогрессивным.
В новой редакции Кодекса этики российского библиотекаря отмечено:
«Неотъемлемой частью формирования позитивного имиджа профессии является
забота о своем внешнем виде».
Имиджмейкеры советуют: всегда поддерживайте себя в форме. Уверенный, со
вкусом одетый человек легко и свободно «шагает по жизни».
Правильная одежда и обувь, гладкая или приглаженная прическа, нейтральный
макияж, обязательный маникюр – то, что надо!
Профессия библиотекаря предполагает соблюдение этикета в одежде
и во внешнем облике.
Библиотекарю рекомендуется придерживаться делового стиля.
Создать имидж с помощью одежды непросто. Начиная работу над имиджем, всегда
учитывают три важных момента:
1. Все индивидуальное
Каждому человеку присуща своя цветовая гамма, соответствующая его типу
внешности – цвету глаз, волос, тону кожи, и т.д. Эта палитра включает базовые
цвета, их оттенки и сочетающиеся с ними яркие тона (для деталей).
Проверить, ваш цвет или нет, очень просто. Примерьте в магазине какую-нибудь
с виду обычную черную куртку. Казалось бы, такую можно носить всем, но если
она вам подходит и вы в ней станете выглядеть ярче, значит, это ваш цвет.
Телосложение, возраст, рост, вес, цвет кожи, национальная принадлежность –
остается все меньше характеристик, которые не поддаются изменению (вспомните
хотя бы Майкла Джексона). Но есть такие, от которых приходится отталкиваться,
как бы ни хотелось ими пренебречь. И то, насколько умело вы пользуетесь
собственными природными данными, прямо пропорционально эффекту,
производимому вашей внешностью на других. К тому же, если постараться, любой
недостаток можно превратить в особенность. Все зависит только от того, как
далеко вы готовы пойти.
2. Образ жизни, профессия, ситуация
Имидж – это практически свидетельство, подтверждающее вашу принадлежность к
какой-либо культурной среде или профессиональному кругу. Он может быть
напористым или мягким, консервативным или непринужденным, а может быть
утонченным, элегантным.
От каждого человека ждут чего-то конкретного: от бизнесмена – строгости,
выверенности, чувства меры, от поп-дивы – оригинальности, яркости, смелости.
Появление Леди Гаги в повседневной одежде уже вызывает больше шумихи, чем
любой из ее эпатажных нарядов. Смотрите, уместна ли будет ваша одежда в той
или иной ситуации.
В библиотечной среде неуместны яркие дорогие одежды, изысканные прически,
обилие украшений, яркая косметика. Костюм библиотекаря – это костюм деловой
женщины, имеющей свой стиль. Существуют общепринятые этикетные правила
сочетания цветов, деталей, аксессуаров в деловом костюме.
3. Мода, тенденции, тренды
Чтобы быть в теме и получить признание, придется следить за трендами. Но
между тем, чтобы выглядеть модным и стильным или смешным и нелепым, грань
очень тонкая. Учитесь определять, где есть вкус, а где – моветон.
Кто-то пробует создать имидж самостоятельно, на свой страх и риск.
Специалисты делают это профессионально, с осознанием каждой мелочи.
Сотрудники библиотек не всегда располагают возможностями пользоваться
услугами стилистов и имиджмейкеров. Но в нашем распоряжении достаточное
количество полезной литературы по этой теме. Вот несколько изданий,
заслуживающих особого внимания: Ким Джонсон Гросс и Джефф Стоун «Дресс-код.
Путеводитель по деловому стилю для успешных женщин», «Дресс-код. Путеводитель
по деловому стилю для успешных мужчин», Найденская Наталия Георгиевна «Библия
стиля. Гардероб успешной женщины», «Библия стиля. Гардероб успешного
мужчины». Данные издания содержат полную информацию о дресс-коде. Приведены
советы ведущих экспертов в области моды и стиля по выбору костюмов и
аксессуаров в зависимости от ситуации и статуса.
Хотите быть как все – придерживайтесь правил, хотите выделяться – меняйте
шаблоны, хотите подчеркнуть индивидуальность – используйте аксессуары. Однако
не забывайте, что качество и ухоженность неизменно главенствуют над всем, а
неопрятность и небрежность – первый повод для окружающих задуматься о ваших
качествах, и обмануть здесь никого не удастся.
И если опять вернуться к пословице, которая уже упоминалась: «Встречают по
одежке, провожают по уму». Что скажете? Теперь вы понимаете ее совсем по-другому?
Возвращаясь к проекту департамента культуры России по созданию единого
«визуального» имиджа библиотек хочется отметить, что специалистами
департамента планируется разработать общие рекомендации по внешнему виду
библиотекарей. Речь идет не о том, что теперь все сотрудники библиотек будут
ходить в одной форме. В предложениях по внешнему виду пропишут, какой
цветовой гаммы должна быть рабочая одежда. Возможно, дизайнеры придумают для
всех сотрудников какой-нибудь общий элемент одежды, к примеру, шейный платок,
как у сотрудников банков.
В этикет самопрезентации личности библиотекаря входит ношение бейджа. Оно
должно являться стимулом, мотивацией, чтобы выглядеть прилично: как внешне,
так и в своих внутренних проявлениях.
Библиотекари, прежде всего руководители разных звеньев, активно используют в
профессиональной коммуникации визитные карточки. Знание и применение этикета
пользования визитными карточками в профессиональной деятельности – это способ
создания делового имиджа, установления, поддержания и укрепления
профессиональных и межличностных отношений.
Наряду с традиционным этикетом, библиотекарь должен владеть нетикетом, то
есть правилами поведения в электронной среде. Нетикет – «сетевой этикет»
(неологизм, является слиянием слов «сеть» (англ. net) и «этикет»). К
ним относятся правила поведения, общения в Сети, традиции и культура
интернет-сообщества, которых придерживается большинство пользователей. C
правилами поведения в сети можно ознакомиться по адресу:
http://si2000.beringisland.ru/ sec-nq.shtm.
Внедрение в практику работы принципа «улыбка на лице – любовь в словах»
привело бы к значительному улучшению нашего имиджа. На практике можно часто
наблюдать картину, когда библиотекарь молча, неспешно выдает читателю книги,
показывая всем своим видом, что он занят. Встречаются библиотекари, которые
открыто возвышают себя над читателем, как бы властвуя над ним. И после таких
действий мы удивляемся, почему же читатели не ходят в библиотеку.
«Внутренний» (корпоративный) имидж (от морального настроя сотрудников до
психологического климата).
Кроме внешнего имиджа организации, выделяют внутренний – образ организации,
разделяемый всеми ее работниками и руководством и предопределяющий их
поведение как представителей данной организации. Внутренний имидж – имидж,
который принимают и развивают все работники организации, способствует
повышению корпоративного духа, вырабатывает чувство причастности к общему
делу, «фирменный патриотизм», если хотите.
«Независимый»
(«неосязаемый») имидж (репрезентация организации в СМИ, художественной
литературе и т.п.).
Долгое время в средствах массовой информации, художественной литературе (как
русской, так и мировой), киноискусстве формировался отрицательный образ
библиотекаря (тусклая внешность, волосы, убранные в пучок, тихая, а порой
даже забитая женщина). И что удивительно – библиотекари даже не пытались
сломать данное представление о себе. Возможно, авторы в реальной жизни
действительно встречали именно таких сотрудников библиотек. Но сейчас
ситуация иная. Изменился даже внешний образ библиотекаря, поэтому есть смысл
дать социальный заказ писателям на изображение в литературе «другого»
библиотекаря, современного. Среди библиотекарей довольно много молодых
талантливых, творческих и интересных людей. Сегодня у молодых библиотекарей появляется
особый интерес к своей профессии. Это связано как с изменениями в обществе
вообще, так и в самом библиотечном сообществе: библиотекари заявляют о себе
участием в различных объединениях, ассоциациях, выходят на международный
уровень, общаются с коллегами из разных стран. И подтверждением этих слов
является участие молодых сотрудников библиотек на Всероссийском
образовательном форуме «Селигер - 2014» в рамках специальной тематической
смены «Библиотекарь будущего», которая была организована силами Российской
библиотечной ассоциации и Российской государственной библиотекой для
молодежи. Главной идеей смены было выявление и объединение наиболее
талантливых молодых специалистов в библиотечной сфере и их «встраивание» в
общее молодежное движение страны.
В современном информационном обществе библиотекари имеют возможность повысить
имидж своей профессии как распространителей информации и информационных
консультантов. И от того, какое впечатление библиотекарь производит на
окружающих, во многом зависит не только его личный успех, но и статус, и роль
библиотеки в обществе.
Современная библиотека – это целый мир, иногда напоминающий остросюжетный
роман, иногда боевик, порою трагикомический или даже сюрреалистический роман,
но главное – в контурах этой реальности, как в зеркале, отражаются
современное общество со всеми его достоинствами и недостатками.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев