Нередко его используют исключительно в коммерческих целях, привлекая внимание людей, заинтересованных в аварийном обеспечении жизнедеятельности. Появились всевозможные «ножи для выживания», «наборы для выживания», «комплекты для выживания» и прочее. Обзор подобных приспособлений и их функциональности проведем в ближайшее время, а пока остановимся на практических тренингах. На сегодняшний день существует большое количество разнообразных «курсов выживания» и «школ выживания». Многие из них имеют уязвимые стороны, о которых инструктора по разным причинам не сообщают курсантам. Наша программа «Особые условия» ориентирована на подготовку граждан к действиям в экстремальных ситуациях, поэтому рассмотрим типичные вопросы, возникающие при обращении к теме «выживания».
Небольшое отступление: я не затрагиваю сейчас вопросы терминологии и различных подходов к решению вопросов жизнеобеспечения. Об этом очень подробно рассказывает Г.С. Чеурин в своих трудах ( http://самоспасение.рф/knigi/); по западной терминологии («Survival», «Bush Сraft, Field Сraft» , «Preparedness» , «Sustainability, Off the Grid Living» и «SERE») можно прочитать, например, здесь https://secretsquirrel.com.ua/znaniya/vyzhivanie-opre ... Отмечу только, что термин «выживание» в понятии «длительное пребывание в неблагоприятных условиях» у нас ранее не использовался. Специальные инструкции и наставления назывались длинно и скучно (но правильнее для нас по смыслу): «Действия экипажа самолета, вынужденно оказавшегося в ненаселенной местности», «Обеспечение жизнедеятельности и боеспособности подразделений в тылу противника» и т.д. Я использую термин «выживание», как более понятный и краткий в толковании «Оставаться в живых; продолжать существовать, несмотря на неблагоприятные условия для жизни» (по толковому словарю русского языка Ефремовой).
Первый вопрос, который возникает к различным «тренингам по выживанию», связан с тем, что основная тематика - тренировки в природных условиях. Но в современном мире вероятность природных ЧС гораздо ниже, чем происшествий в быту, на транспорте, техногенных, гуманитарных или социальных катастроф. Зачем тренироваться в лесу разжигать костры и строить шалаши?
1. На природных полигонах проще моделировать различные экстремальные ситуации, то есть ситуации с быстро меняющимися вводными (например, костер можно разжигать не только в обычном формате, но и «вслепую», при сильном искусственном ветре, при поврежденной руке и т.д.). Умение в короткие сроки самостоятельно находить решение, в том числе в условиях стресса, будет одинаково полезно в любой обстановке.
2. Если инструктор не дает готовое решение, а объясняет алгоритм решения проблемы, курсант тренируется не только, к примеру, строить укрытие из веток, но и отрабатывает методы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
3. Нередко техногенные (или иные ЧС) трансформируются в природные, так как выход из строя централизованных систем энергоснабжения, отопления, водоснабжения, поставок продовольствия приводит к необходимости применять отдельные навыки выживания в природе. Этот момент должен быть проговорен с курсантами, чтобы у них полученные умения не ассоциировались исключительно с таежными просторами.
4. В ряде случаев (в том числе на тренингах «Особые условия»), лесные задания чередуются с тренировками в техногенных условиях, что позволяет более гибко использовать специальные знания.
5. В случае реальной опасности в природных условиях человеку приходится рассчитывать больше на свои способности, чем на помощь извне, в отличие от аварии на транспорте или промышленном предприятии.
Следующий вопрос, как правило, звучит так: «Как можно за 1-2-3 дня научиться выживать?»
«Человек, который может развести 30 костров в течение 30 следующих друг за другом дней и употребить для этого только 30 спичек или 30 искр от огнива и кресала, может заслужить звание лесного жителя, так как это указывает на приобретенную им многолетнюю опытность и способность выходить победителем из затруднения», - писал Э. Сетон-Томпсон, известный по книгам «Маленькие дикари», «Рольф в лесах», «Биография гризли», «Берёста», «Книга о лесе». Поэтому, правильно построенные программы предполагают цикл занятий, короткие тренинги могут лишь стимулировать интерес к изучаемому материалу и творческий подход к возникающим задачам, а также дать один-два алгоритма решения конкретных проблем.
Еще один вопрос относится к соответствию предлагаемого материала и новых разработок в области жизнеобеспечения и самоспасения. Распространенная ошибка - инструктора наотрез отвергают все новшества, упирая на то, что «это не наше, мы должны действовать старыми проверенными методами»; либо, наоборот, излишне сосредотачиваются на дорогих современных элементах экипировки. Здесь важно соблюдать баланс: использовать как проверенные временем и практикой достижения науки и техники, так и новые разработки, отрабатывать навыки адекватных действий при утрате или выходе из строя снаряжения (оборудования).
Возникает вопрос и о практической ценности полученных навыков. Если знания получены формально, без осмысления, то в экстремальной ситуации они не сработают. Важен метод тренинга; эффективно работает самостоятельный поиск решения с «работой над ошибками». Некоторые формы экстрима, например, сложные веревочные переправы, на практике никогда не понадобятся, однако, полезны как элементы физической и психологической подготовки.
Наконец, лесные тренировки – это не только прикладные навыки, но и смена городской обстановки на общение с природой, с пользой для здоровья проведенное время, заряд бодрости, положительные эмоции, общение в кругу друзей и единомышленников!
С уважением, руководитель программы «Штурм», курсов «Особые условия» и «Егерь», Старостин Ю.С., «Закат».
#Воспитаниебудующего #лагерьнавыка #skiplcamp
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев