«Кроткая»
Художник Михаил Григорьевич Ройтер https://www.labirint.ru/books/628291/?point=npad Графическая интерпретация мира образов писателя занимает одно из главных мест в искусстве Михаила Григорьевича Ройтера (1916–1993). Достоевский — это сквозная тема его творчества. <…>
В 1971 г. художник создал два цикла иллюстраций к произведениям, которые были написаны Достоевским с разницей в 30 лет. Первое — превращенный в повесть незаконченный роман о воспитании «Неточка Незванова». Его третья часть была опубликована в майской книжке «Отечественных записок» (1849) без подписи автора: Достоевский в это время находился под следствием по делу петрашевцев в Петропавловской крепости. Второе — «фантастический» (подзаголовок самого Достоевского) рассказ «Кроткая», датируемый 1876 г., шедевр, вышедший из-под пера автора, уже написавшего к тому времени лучшие свои романы: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы». Сближают их место действия — Петербург — и общее состояние напряжения, неустойчивости и тревожности. Но есть и существенное различие: в «Неточке Незвановой» эскизно намечены ситуации и характеры будущих главных романов писателя, в «Кроткой» — тема «униженных и оскорбленных» оказывается исчерпанной и трагически завершенной самоубийством героини. Стилистически эти произведения столь же различны. В первом случае перед читателем разворачиваются картины-воспоминания девочки-подростка, во втором — полубред, поток сознания окончательно теряющего опору в жизни страшного в своей маниакальности человека.
Художнику, несмотря на это, было важно найти такое решение, которое было бы близко автору и не разрушало единства книги. Оба произведения должны были войти в одно издание. Ройтер вырабатывает единый подход для интерпретации этих произведений: художник ушел от бытовых подробностей и повествовательности в мир душевных взлетов и кризисных ситуаций. Он строит каждый лист на ритмически сложно организованных контрастах черного и белого, то дробит пятно, то применяет всю тяжесть его массы в борьбе с белыми плоскостями. Ройтер использует сложные ракурсы, смело обрезает фигуры, наделяет деталь не только смысловой, но и эмоциональной нагрузкой, добиваясь выразительности каждой иллюстрации. Очень важную роль играет линия, контур. Особенно в иллюстрациях к повести «Неточка Незванова». Здесь линия не просто очерчивает фигуру, но своей напряженностью, жесткостью, конструктивной упрощенностью задает нужную интонацию всему листу.
Интересным достижением мастера в этих сериях стало выявление драматургической основы произведений Достоевского. Чаще всего художник изображает двух персонажей в момент наивысшего душевного напряжения, почти всегда — в момент молчания, осознания чего-то очень важного для себя. Выразительная пластика фигур, подчеркнутый контраст в освещенности лиц, рук, отдельных по сути своей важных предметов (например, скрипка в листе «Ефимов и Неточка»), динамика пересечения плоскостей передают атмосферу внутренних конфликтов, столкновений, поединков идей, неустанного движения мысли. Выверенные позы, использование крупного плана создают своеобразный кинематографический эффект — эффект стоп-кадра.
Даже изображение одного человека вызывает ощущение внутреннего диалога — либо со своим вторым «я», либо с окружающим их миром. Героям противостоят обыденные вещи, роскошные или, напротив, нищие интерьеры. Но, прежде всего, город — громадный и мрачный Петербург Достоевского. В иллюстрации «Смерть Кроткой» он приобретает зловещий образ двора-колодца, лишающего человека последней, самой маленькой иллюзии на счастливый исход поединка с жизнью.
<…>
Татьяна Владимировна Володина
Фрагмент статьи «Мир образов Достоевского в произведениях Михаила Ройтера», опубликованной в книге.
Вся серия «Малая классика Речи» в продаже: https://www.labirint.ru/series/41989/?point=npad #лабиринт_издательстворечь
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев