При выводе маток важно рассчитать сроки всех работ с тем, чтобы одновременно подготовить и личинок, и семью- воспитательницу. Календарный план всех работ можно составить, исходя из следующих расчетов:
I-е число — матку семьи-воспитательницы отделяют разделительной решеткой;
3-е число — помещают в изолятор матку, от которой хотят получить личинок для вывода маток;
8-е число — матку, от которой получают личинок, выпускают из изолятора и последний вынимают из улья;
10-е число — от семьи-воспитательницы отбирают матку и рамки с открытым расплодом;
I I -е число — семье-воспитательнице дают личинок для вывода маток.
Семье-воспитательнице не следует одновременно давать много личинок. Опыты показали, что при большом количеств воспитываемых личинок матки выводятся худшего качества — легкие по весу и с меньшим числом яйцевых трубочек. В центральных и северных областях для вывода маток следует давать за один раз не более 30-40 личинок; на юге, где пчелы склонны к выводу большого количества маток, можно давать до 60-80 личинок. Рамку с личинками ставят в середину гнезда семьи-воспитательницы между рамками с печатным расплодом. Семью тщательно утепляют подушками сверху и с боков. При отсутствии взятка полезно распечатать часть медовых сотов в половину рамки, чтобы пчелы лучше питались или ежедневно подкармливались медом. Для улучшения качества маток применяют подкормку медоперговой смесью. Через два дня семью-воспитательницу осматривают, чтобы определить количество принятых личинок. Вокруг принятых личинок в это время уже будут ясно видны отстроенные зачатки маточников. У непринятых личинок ячейки остаются без изменения. Если пчелы заложили очень мало маточников или вовсе не заложили их, то это чаще всего свидетельствует о том, что в гнезде семьи-воспитательницы остался незамеченный открытый расплод, на котором пчелы заложили свои маточники. В этом случае семью тщательно осматривают, обнаруженные маточники уничтожают, а на другой день дают
вторично рамку с вновь подготовленными личинками. Если пчелы заложили очень мало маточников, то можно их отобрать, семью подкормить и на второй день дать личинок снова. Через четыре дня маточники надо вновь осмотреть с целью определения их качества. При этом отмечают, какие маточники уже запечатаны, а какие подготовлены к запечатыванию. Если личинки были одновозрастные, то те из них, которые лучше питались, развиваются быстрее, раньше
других запечатываются пчелами и из них выходят более полноценные матки. Маточники с отстающими в развитии личинками следует удалить. Большее число личинок, из которых получаются маточники, пчелы семьи-воспитательницы принимают через два-
шесть часов. Они дают им корм — молочко, которое уже через два-четыре часа виднеется на дне мисочки. Вначале корм появляется не во всех мисочках с личинками, но постепенно все оставшиеся личинки получают корм и в дальнейшем их число почти не изменяется. Через 6 -8 часов пчелы начинают надстраивать мисочки воском, основание их утолщают, достраивают стенки. Постепенно прибавляют молочко.
Через 10-12 часов большинство мисочек выглядит, как незапечатанные маточники. Через 24 часа дно мисочки заполняется молочком, и блестящие личинки плавают в нем. Объем корма в два-три раза превосходит объем личинок. В разных мисочках имеется разное количество корма. Как выяснилось, время кормления и количество корма, которым пчелы снабжают личинок в первое время, являются основными факторами, влияющими на качество будущих маток. Лучшие матки получаются в том случае, когда пчелы сразу принимают личинок и начинают обильно кормить молочком. Маточники с такими личинками больше по объему, из них раньше выходят матки. Если дать добавочные личинки взамен не принятых, то пчелы их охотно принимают. На шестой день все маточники должны быть запечатаны.
Маточники можно отбирать от семьи-воспитательницы сразу же после их запечатывания, однако лучше делать это за 1-2 дня до выхода молодых маток. Чем позднее отбирают маточники, тем благополучнее выход маток, т. к. всякого рода сотрясения, изменения температурного режима особенно вредны в первые дни, когда куколка очень нежная. К тому же зрелые маточники пчелы лучше принимают. На 10-11 день зрелые маточники помещают в клеточки. Незадолго до выхода матки пчелы сгрызают восковую крышечку маточника, обнажая кокон. По этому признаку можно отличить зрелые маточники от незрелых. Надо помнить, что если маточники своевременно не поместить в клеточки, то, как только выведется первая матка, пчелы уничтожают все остальные маточники. По мере того, как куколка матки завершает свое развитие в маточнике, у нее активизируется обмен веществ и возрастает потребность в кислороде. В связи с этим пчелы делают
вершину маточника более тонкой, счищая восковой слой и обнажая кокон. Вершина маточника из гладкой восковой становится шероховатой, более темной. Такие маточники называют зрелыми, из них в ближайшие дни выходит матка. Помещая маточники в клеточки, выбраковывают те из них, которые имеют ненормальный вид: маленькие, кривые,сильно удлиненные, очень тонкие и т. д. В большинстве случаев из таких маточников выходят порочные матки. Рамку с маточниками нельзя встряхивать при отборе из
улья. Пчел с рамками осторожно сметают. К маточникам притрагиваться руками, чтобы их не повредить. Маточники берут вместе с брусочком и вставляют в верхнее отверстие клеточки; при этом маточник входит внутрь клеточки, а брусочек закрывает ее отверстие. Для хранения маточников (в клеточках) до выхода из них маток применяют специальные рамки-питомники. К пустой рамке прибивают тоненькие планочки — одну
против другой в три ряда. Между планочками вставляют клеточки с маточниками и в таком виде ставят семье-воспитательнице или другой безматочной семье. Их также можно помещать для инкубации в термостаты, и таким образом получить высококачественных маток. Для этого в
рабочих камерах термостатов необходимо строго поддерживать температуру на уровне 33-34 °С, влажность — в пределах 50 -80%, и концентрацию углекислого газа не выше 0,5%. В каждую клеточку кладут немного меда или канди и пускают десяток пчел. Вышедших маток нельзя долго держать в клеточках, их надо использовать для формирования отводков, смены старых маток или поместить в нуклеусы. Метод получения племенных маток для потребностей небольших пасек заключается в том, что личинки от племенных семей переносятся на маточное воспитание в роевые мисочки на капельку молочка. В послероевой период соты
с перенесенными в мисочки личинками помещают между сотами с молодым открытым расплодом в верхний корпус, который отделяют от гнезда разделительной решеткой. Выведенные таким образом матки по качеству приравниваются к маткам «тихой смены» и не наследуют отрицательных качеств роевых маток.
Затолокин О. А. Пчеловодство. Практическое руководство.— Д.: «Издательство Сталкер», 2003.— 352 с
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев