Часть 1. ОБРЯД БАТА (БЛАГОСЛОВЕНИЕ)
Тема подготовлена Аалиевой Гульзат, кандидат философских наук, доцент
Мы начинаем предлагать на Ваше внимание цикл тем “ЭТИКЕТ КЫРГЫЗОВ”. Мы очень ждем Ваших откликов, отзывов, комментариев и Вашей моральной поддержки. Мы – сила. Только вместе мы сможем победить ДЕКАДЕНС (тотальное падение духовных и нравственных ценностей), который все более и более становится нормой и обыденностью в нашем обществе, ведя всех нас в МАНКУРТИЗМ...
Заранее всем спасибо!
ЧТО ТАКОЕ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ?
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ складывается из ПРАВИЛ речевого поведения и УСТОЙЧИВЫХ ФОРМУЛ вежливого общения. ЗНАНИЕ ЭТИХ ПРАВИЛ придаёт человеку уверенность в себе, повышает его социальный статус, помогает строить отношения с окружающими. Большую роль речевой этикет играет в деловом общении, где успех во многом зависит от впечатления, которое партнёры производят друг на друга.
У ВСЕХ ЦИВИЛИЗОВАННЫХ НАРОДОВ основными принципами РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА являются тактичность, вежливость, доброжелательность. Одновременно в разных культурах существуют национальные и религиозные особенности общения.
ТАКТИЧНОСТЬ подразумевает
• понимание собеседника,
• отказ от обсуждения тем, которые могут быть ему неприятны,
• и спокойную реакцию на нетактичные высказывания и вопросы с его стороны.
ВЕЖЛИВОСТЬ требует
• использовать в общении определённые речевые формулы,
• избегать оскорбительных слов и выражений,
• а также внимательно слушать собеседника,
• не перебивать его,
• отвечать на заданные вопросы,
• не подвергать его слова резкой критике.
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ состоит
• в уважении взглядов собеседника и настрое на позитивное,
• дружественное общение,
• доброжелательность выражается в подборе слов, интонации, мимике и жестах.
Следует принимать во внимание ВОЗРАСТ, ПОЛ и СТАТУС ЧЕЛОВЕКА, с которым мы говорим. НОРМЫ ОБЩЕНИЯ с начальником и с ребёнком различаются, но неизменно строятся на принципах речевого этикета.
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ включает в себя:
• формулы вежливости (слова приветствия, прощания, извинения, благодарности, просьбы и т. п.);
• формы обращения (слова-обращения кыргызов «агай», «эже», «байке», «жеңе» и т.д.;
• культуру речи - грамотное использование языка, избегание слов-паразитов, просторечных и грубых выражений;
• табу - неупотребление запрещённых слов и выражений;
• тембр голоса, интонации и уровень громкости при общении. Язык мимики и жестов.
ФОРМУЛЫ ВЕЖЛИВОСТИ на научном языке называют коммуникатами или релятивами. Они служат в РЕЧИ не для передачи информации, как обычные предложения, а являются РЕАКЦИЕЙ на обстоятельства или слова другого человека. Значение этих терминов (от английского communicate - «связывать» и relate - «относить») указывает на их «цементирующую» функцию в общении и взаимоотношениях людей.
КОММУНИКАТЫ развивались вместе с человеческим обществом. Они различны в разных языках, но присутствуют у всех народов и во всех формах цивилизации.
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ требует ОТВЕЧАТЬ приветствием на приветствие. ОТСУТСТВИЕ ОТВЕТА означает Неуважение К Собеседнику и это ЯВНОЕ НАРУШЕНИЕ ЭТИКЕТА.
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ КЫРГЫЗОВ тесно связан со следующими словами:
• БАТА БЕРҮҮ (слова благословения);
• ТАБУИЗИРОВАННЫЕ СЛОВА (запрещенные слова);
• ИНВЕКТИВЫ (матерные, бранные слова);
• ЭВФЕМИЗМЫ (иносказательные слова).
БАТА БЕРҮҮ (слова благословения)
БАТА (от арабского фатиха - пожелание, начало) - 1) название первой суры (главы) Корана; 2) благодарность, благословение, добрые пожелания, 3) соболезнование близким покойника.
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ, связанный с БАТА, у кыргызов сформировался еще в древние времена. Как уже сказано, согласно ДОИСЛАМСКИМ ПОВЕРИЯМ КЫРГЫЗОВ, все природные явления имеют своего Бога, «хозяина», или покровителя. С помощью БАТА древние кыргызы обращались с определенной ПРОСЬБОЙ к этим божествам, покровителям, духам предков, пророкам.
ВЕРА В СИЛУ БАТА проявляется в таких пословицах и поговорках кыргызов, как «БАТА - СӨЗДҮН АТАСЫ» («бата – отец слова»), «АТАҢДАН БОТО КАЛБАСЫН, БАТА КАЛСЫН» («пусть от отца останется не верблюд, а бата»). Роль и место БАТА в традиционной жизнедеятельности кыргыза, особенно, в деле воспитания ребенка, неоценимы.
АК БАТА (позитивные пожелания), даваемые человеку с момента его рождения до его становления как личности, впитывались в в его мозгу и он старался заниматься самовоспитанием, чтобы стать носителем тех положительных и возвышенных качеств, которые содержались в бата (ата-энеңди сыйла - уважай своих родителей; эл керегине жараган азамат бол – будь опорой своего народа, его защитником). В некоторых обстоятельствах, когда ЧЕЛОВЕК был решительно намерен совершать неладное, слова одного из людей «БАТАМДЫ БЕРЕЙИН» - «возьми мое благословение», часто ЭТОТ ЧЕЛОВЕК отказывался от своего прежнего намерения совершить какой-то проступок.
Обычно БАТА давали только авторитетные, солидные аксакалы, мудрые люди, вожди племен. Были ЛЮДИ, которые издалека приходили, чтобы получить ИХ БАТА. Из всех бата наиболее сакральной считается бата множества людей. По этой причине кыргызы приглашают ГОСТЕЙ не ради славы или подарков, а ради ПОЛУЧЕНИЯ БАТА: «жамгыр менен жер көгөрөт, бата менен эл көгөрөт» - «благодаря дождю процветает земля, благодаря бата процветает народ».
З А П О М Н И Т Е: чем же отличается БАТА от ТОСТА? В отличие от ТОСТА, кыргызское БАТА никогда не содержит ПОЖЕЛАНИЯ СКОРОТЕЧНЫХ и ЗЕМНЫХ МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ. Например, во время БАТА традиционные кыргызские аксакалы никогда не говорят: “2 комогун болсун!”, “2 машиналуу бол!” и т.д. (“чтобы у тебя были 2 комка, 2 машины и т.д.”). БАТА сопровождается только пожеланиями ВОЗВЫШЕННЫХ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (жизнь, удача, пооцветание, здоровье, благополучие и т.д., и эти пожелания почти всегда адресуются не только этому человеку, но и его детям).
БАТА имеет много видов. Например, БАТА новорожденному ребенку, БАТА воину, БАТА молодоженам, БАТА новосельцам и т.д. Например, тот старец, который назвал сына Жакыпа МАНАСОМ, пожелал новорожденному ДОЛГУЮ ЖИЗНЬ и просит Аллаха, чтобы он оберегал младенца от несчастий. Кроме этого, старец уверен в том, что ИМЯ МАНАС само тоже будет оберегать малыша от ВСЯКОЙ БЕДЫ и СВОЕ БАТА он выражает следующим образом:
Аты болсун Манас, - деп
Алда таала сактасын
Ар балаадан калас, - деп
Бата кылды баарысы (Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. 1-том. 87-бет)
Пусть имя его будет Манас,
Пусть сам Аллах будет его оберегать
Пусть он будет вдали от всяких бед
Такими словами все сделали обряд бата.
Из всех БАТА, которые упоминаются в «Манасе», самой основной является вера в магическую силу БАТА, связанная с наступлением беременности. Например, после замужества в течение долгого времени Каныкей не могла забеременеть, и чтобы иметь ребенка, она предпринимает некоторые старания. Во время поминок по Көкөтөю против китайского богатыря ЖОЛОЙ с кыргызской стороны, несмотря на свой преклонный возраст, выступает старец КОШОЙ. До этого, чтобы получить БЛАГОСЛОВЕНИЕ необыкновенно почитаемого кыргызами СТАРЦА КОШОЯ, чьи бата оказывали благоприятное воздействие на весь кыргызский народ («Батасы журтту байыткан» КОШОЙДУН БАТАСЫН алуу үчүн) КАНЫКЕЙ (жена Манаса) в течение 12 лет из особого материала и особым мастерством сшила ему специальные боевые брюки “КАНДАГАЙ”:
Бабам Кошой кийсе деп,
Бала үчүн жүрөм ынтызар.
Батасы мага тийсе деп (Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. 3-том. 209-бет).
Чтобы старец Кошой надел,
Очень хочу иметь ребенка,
Пусть он меня благославит своим бата.
Во время поединка СТАРЕЦ КОШОЙ одерживает ПОБЕДУ над китайским великаном ЖОЛОЕМ и БУДУЧИ БЛАГОДАРНЫМ за удобство брюк, за искусное мастерство и мудрость Каныкей, БЛАГОСЛАВЛЯЕТ ЕЕ следующим БАТА:
Тилекти берсе бир Алла,
Туулса мындан бир бала
Ургаачы болбой,
Эр болсун!
Аюу болбой, шер болсун!
Атышканын алсын деп,
Күрөшкөнүн чалсын деп!..
Катылышкан душманын
Өгөөлөсүн темирдей!
Акыры туулса эркек уул
Аты болсун Семетей! (Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. 3-том. 214-бет).
С благословения единого бога Аллах,
Если у нее будет ребенок
Пусть не будет девочкой,
А пусть будет мальчиком!
Пусть будет не медведем, а тигром!
Пусть он будет метким стрелком,
Пусть станет он удачливым воином!..
Если придет враг на нашу землю
Пусть он защитит как твердое железо!
Если она родит мальчика,
Пусть имя его будет Семетей!
ПОМОЩНИЦЕЙ КАНЫКЕЙ в приготовлении «КАНДАГАЙ» была жена Алмамбета АРУУКЕ и старец Кошой БЛАГОСЛАВЛЯЕТ ЕЕ ТОЖЕ и ПОЖЕЛАЛ ЕЙ, что если в будущем у нее будет СЫН, пусть он будет сподвижником Семетея и называет его КҮЛЧОРО:
Арууке келин баласы
Акылдашы ар качан,
Ага болсун чын жоро,
Аты болсун Күлчоро (Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. 3-том. 215-бет).
Каныкей, подруга твоя Арууке,
Твоя правая рука и верная советница,
Пусть ее сын будет опорой твоему сыну,
Пусть имя его будет Күлчоро.
В контексте эпоса вера в силу магического слова подтверждается реальным результатом и БАТА СТАРЦА КОШОЯ сбывается: вскоре Каныкей и Арууке забеременели и их сыновья были названы СЕМЕТЕЙ и КҮЛЧОРО. По этой причине ТРАДИЦИОННЫЕ КЫРГЫЗЫ глубоко убеждены в том, что человек процветает не с помощью ДЕНЕГ или МАТЕРИАЛЬНОГО БОГАТСТВА, а только с помощью БАТА.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев