155-мм орудие M1/M2 (позже M59), широко известное под прозвищем «Длинный Том» («Long Tom») — полевая пушка, использовавшаяся вооруженными силами США во время Второй мировой и Корейской войн. «Длинный Том» заменил в войсках устаревшие к тому времени французские 155-мм орудия GPF обр. 1917 г.
История создания и технические особенности
Вступив в Первую мировую войну, армия США ощутила нехватку тяжелой артиллерии. Для решения этой проблемы, были приняты на вооружение некоторые образцы зарубежных крупнокалиберных артиллериских систем, в том числе и 155-мм пушка GPF обр. 1917 г. После войны в США началась усовершенствование уже имеющейся и разработка собственной тяжелой артиллерии, однако многие проекты, созданные в 1920-х и 1930-х гг. были заморожены в виду недостаточного финансирования. Наконец, в 1938 г. на вооружение было принято 155-мм орудие M1 на лафете «Carriage M1».
Ствол нового орудия, внешне напоминавший ствол пушки GPF, был оснащен механизмом заряжения Осбери. Новый лафет с раздвижными станинами имел 4 колеса, на каждом из которых устанавливалось 2 пневматические шины. Колеса могли быть подняты для установки орудия на платформу, что придавало орудию дополнительную устойчивость, а следовательно и точность.
Боевое применение
В первый раз «Длинный Том» был использован в бою 24 декабря 1942 г. во время Североафриканской кампании в составе батареи «А» 36-го дивизиона полевой артиллерии. В дальнейшем орудием были оснащены около 49 дивизионов, включая 40, воевавших на европейском театре военных действий и 7 — на тихоокеанском.
Первоначально в качестве тягача для орудия обычно использовался грузовик Mack NO 6x6 7½ ton, в 1943 г. он был заменен тягачом M4.
Модификации
Были выпущены следующие варианты орудия:
M1920 — прототип.T4 — прототип.M1 (1938) — первая производственная серия (20 орудий).M1A1 (1941) — измененная конструкция казенника.M1A1E1 — прототип с хромированным каналом ствола.M1A1E3 — прототип с жидкостным охлаждением.M2 (1945) — измененная конструкция казенника.
Варианты лафета:
T2 — прототип.M1 (1938).M1A1 — модифицированные лафеты T2.
Орудие устанавливалось на шасси танка M4 «Шерман» при помощи лафета М13. Получившаяся самоходка первоначально носила название 155mm Gun Motor Carriage T83, однако затем название было стандартизировано и заменено на 155 mm Gun Motor Carriage M40. Другая САУ, оснащенная данным орудием — 155mm Gun Motor Carriage T79, базировавшаяся на шасси экспериментального танка T23 — не была запущена в серийное производство.
Боеприпасы
Для ведения огня из орудия использовались заряды раздельного картузного заряжания. В гильзу закладывался основной заряд массой 9,23 кг и дополнительный массой 4,69 кг. Приведенные ниже данные относятся к снарядам, оснащенным двойным зарядом.
Тип:Буксируемая полевая артиллерия
Страна:Соединённые Штаты Америки
История службы
Использовалось:Соединённые Штаты Америки, Италия,
Австрия, Япония,
Республика Корея, Китайская Республика,
Турция, Пакистан,
Хорватия, Южно-Африканская Республика
Войны и конфликты:Вторая мировая война, Корейская война
История производстваРазработан:1930-е
Характеристики
Масса, кг:13 880 кг в походном положении
Длина ствола, мм:6 97 м L/45Экипаж (расчёт), чел.:14
Калибр, мм:155 мм (6,1 дюймов)
Затвор:системы Осбери
Лафет:лафет «M1 Carriage»
Угол возвышения:−2°/+65°Угол поворота:60°
Скорострельность,
выстрелов/мин:40 выстрелов в час
Начальная скорость
снаряда, м/с853 м/с
Максимальная
дальность, м:23,2 км
#всзарубежныхстран
Нет комментариев