К созданию палубного истребителя F-14 военно-морские силы США приступили в 1967 году после принятия программы VFX (Variable Geometry Fighter Experimental) на разработку самолета с крылом изменяемой геометрии. Согласно требованиям ВМС самолет должен обеспечивать выполнение следующих боевых задач: противовоздушная оборона сил флота на удалении от авианосца до 320 км и при времени патрулирования 2 ч; завоевание господства в воздухе (по сравнению с F-4J его радиус действия должен быть увеличен не менее чем на 80 проц.); изоляция района боевых действий и нанесение ударов по наземным целям с максимальной боевой нагрузкой класса «воздух-земля» до 6600 кг и двумя УР «Сайдвиндер». Предполагалось, что в конструкции самолета будут использоваться в основном алюминиевые сплавы, в связи с чем его максимальная скорость полета ограничивалась числом М = 2,2.В результате победы в конкурсе в январе 1969 г. компания Grumman приступила к разработке нового палубного истребителя с крылом изменяемой геометрии. До этого времени компания вела работы по созданию морского варианта истребителя с крылом изменяемой стреловидности на базе F-111 и достигла значительных успехов, что и позволило победить в конкурсе.Проектные работы по самолету начались в 1969 г., и в результате ВМС США выбрали проект G-303. Уже 21 декабря 1970 г. был совершен первый опытный полет F-14. Однако спустя девять дней из-за отказа гидравлической системы самолет разбился (экипаж катапупьтировался). Несмотря на эту неудачу, программа испытаний была продолжена, и после первого полета второго самолета 24 мая 1971 г. серьезных отказов больше не наблюдалось. В боевые подраздепения первые самолеты F-14A Tomcat поступипи в октябре 1972 г. Ко времени окончания производства в марте 1987 г. было построено 554 самопета F-14A Tomcat, которые затем модернизировались.Сконструированный по более современной технологии, чем F-111, F-14 Tomcat изначально предназначался для применения с авианосцев и является уникальным среди самолетов с крылом изменяемой геометрии, так как кроме внешних панелей крыла с изменяемым углом стреловидности имеет выдвигаемые маленькие носовые рули-стабилизаторы. Когда внешние панели крыла отклоняются назад на сверхзвуковой скорости, носовые стабилизаторы автоматически выдвигаются и повышают продольную устойчивость и управляемость. При этом оптимальная стреловидность крыла поддерживается автоматически кромки в диапазоне 20-68° в зависимости от скорости полета, что позволяет летчику сконцентрироваться на выпопняемой задаче.Производство самолета. Первоначально программа строительства истребителей F-14A была определена в объеме 497 машин, включая 12 опытных, но в последующем она была увеличена до 557 (последний был передан ВМС в апреле 1987 года). Кроме того, 80 машин в 1976-1978 годах поставлялись Ирану. Они способны применять УР «Феникс» большой дальности класса «воздух-воздух», но оснащены несколько упрощенным оборудованием для ведения радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Процесс сборки одного самолета занимает 65-70 сут. При приемке самолета комиссией ВМС первоначально требовалось выполнить три полета и отстрелять 500 патронов из бортовой пушки. В последующем процедура сдаточных испытаний была уменьшена до одного приемочного полета с последующим выполнением еще двух полетов летчиками ВМС на заводе фирмы.Варианты самолета. В процессе производства F-14A принимались определенные меры по совершенствованию его радиоэлектронного оборудования (РЭО) и силовой установки. В первой половине 80-х годов, когда был создан более надежный двигатель TF30-P-414A, самолеты с ним первоначально получили обозначение F-14C, но затем от этого обозначения отказались. После завершения выпуска F-14A было построено около 40 машин в варианте F-14A Plus (F-14A+) «Усовершенствованный Томкэт» с двигателями F110-QE-400 и частично модернизированным РЭО. Этот самолет считается промежуточной модификацией на пути к созданию новой машины — F-14D «Супер Томкэт». Поэтому программы испытаний F-14A Plus и F-14D были объединены, для чего использовались пять опытных машин, включая одну F-14B. Летные испытания F-14A Plus начались в сентябре 1986 года, a F-14D — в ноябре 1987-го. Как отмечается в зарубежной печати, на последнем по сравнению с F-14A усовершенствованы многие компоненты РЭО, что обеспечило значительное повышение его боевых возможностей.Экипаж, человек ....... 2
Масса (F-14 с двигателями TF30-P-414A). кг:
пустого самолета F-14A (F-14D) 18 100 (19 000)
топлива во внутренних баках 7350
топлива в подвесных баках 1720
максимальной боевой нагрузки на наружной подвеске 6500
взлетная с четырьмя УР «Спарроу» 27 100
взлетная с шестью уР «Феникс» 32 100
максимальная взлетная 33 700
расчетная посадочная 23 500Скорость, км/ч:
максимальная на больших высотах около 2500
максимальная на малых высотах 1470
крейсерская 740 — 1000
захода на посадку с минимальным углом стреловидности крыла 295
захода на посадку с расчетной посадочной массой 250
минимальная эволютивная 195
Скороподъемность на уровне моря, м/с 150 (180)
Время набора высоту 18 ООО м при взлете без наружных подвесок, с (F-14D) 130 (50)
Время разгона с УР «воздух-воздух» из режима барражирования до скорости М=1,8, 75
Практический потолок, м 17 000Максимальная высота боевого применения, м 21 000
Радиус действия, км: с шестью УР «Спарроу» 1200
с четырьмя УР «Феникс», двумя «Спарроу», двумя «Сайдвиндер» и двумя подвесными топливными баками по 1000 л (при располагаемом времени патрулирования 1,5 ч) 280 (550)
то же при располагаемом времени 470 (680)
патрулирования 1 ч при вылете на перехват воздушной цели с четырьмя УР «Феникс», двумя УР «Спарроу», двумя УР «Сайдвиндер» и двумя подвесными топливными баками по 1000 л при полете к цели со скоростью М—1,3...... 320 (515)
то же при полете к цели со скоростью М - 1,5....... 250 (400)
Радиус действия с 14 бомбами Мк82 и двумя подвесными топливными баками по 1000 л (сбрасываются после выработки) при переменном профиле полета, км около 1170
Радиус разворота на 180" при перегрузке 6,5 g, м....... 550
Максимальная скорость попутного ветра при катапультировании с четырьмя УР «Спарроу», км/ч....... 37
Минимальная скорость встречного ветра при катапультировании с максимальной взлетной массой, км/ч..... 18
Время разгона до скорости 275 км/ч при катапультировании, с ...... 2,5
Взлетно-посадочные характеристики при наземном базировании, м: минимальная взлетная дистанция 430
минимальная посадочная дистанция . 890
длина пробега при посадке , . 830
Максимальная дальность полета с подвесными топливными баками, км . 3300
#ввсзарубежныхстран
Комментарии 5