В этом январе Виктор Тархов должен был отметить свое 77-летие. Но пока неизвестно, дожил ли он до дня рождения
Источник:
архив 63.RU
При нем голодали женщины. Его чучело привязывали к столбу на потеху публике. А один из возмущенных журналистов метнул в него ботинком прямо на пресс-конференции. Каким был бывший мэр Самары Виктор Тархов, убийство которого сейчас обсуждает вся страна? В этом материале наши коллеги из 63.RU собрали воспоминания об убитом политике.
Виктор Тархов родился в послевоенном Куйбышеве 3 января 1948 года. По образованию химик-нефтяник. В 1971 году окончил политех по специальности «Технология основного органического и нефтехимического синтеза». После вуза устроился на Куйбышевский завод синтетического спирта «Синтезспирт». За десять лет прошел путь от инженера-стажера до директора предприятия. С 1984 по 1990 год — гендиректор производственного объединения «Куйбышеворгсинтез».
В 1990-м опытный производственник, которому чуть за сорок, становится председателем областного Совета народных депутатов. А всего через год и председателем облисполкома. По современным понятиям — губернатором.
— Он был последним советским руководителем области. Но во время драматических событий августа 1991 года, когда произошел путч в стране, Тархов не занял ни позицию Бориса Ельцина, ни позицию ГКЧП. Более того, в эти дни в официальной областной газете в одном номере опубликовали и документы, выпущенные Госкомитетом по чрезвычайному положению, и документы, которые подписал Ельцин, — поделился с 63.RU депутат Госдумы Михаил Матвеев. — Я писал диссертацию по этому историческому периоду. Изучал сведения в наших архивах. Могу сказать, что не нашел особых отличий политических позиций Виктора Тархова и Константина Титова в тот момент. Но пришедший к власти в стране Ельцин снял первого с должности, а второго сделал новым главой региона. Дело в том, что Титов после победы Бориса Николаевича собрал горсовет, где депутаты осудили действия ГКЧП. А Тархов ничего и никого не созывал вообще. И когда в администрации Ельцина собирали информацию, какие регионы его поддержали, а какие нет, то судьба Виктора Александровича была предрешена.
После падения с политического олимпа Тархов вернулся на производство. В феврале 1992 года он стал директором Новокуйбышевского нефтеперерабатывающего завода. Дальше — больше. В 90-х Тархов — первый и старший вице-президент НК «ЮКОС», председатель совета директоров «Омскшины», член совета директоров «Самараагробанка», вице-президент ОАО «Группа Альянс».
Однако, несмотря на все бизнес-успехи, политических амбиций Виктор Александрович не оставлял.
— В 2000 году Тархов стал соперником Титова на выборах в губернаторы Самарской области. Я возглавлял одно из направлений штаба Виктора Александровича. Занимался разработкой наружной рекламы, листовок, текстами в предвыборной газете. Так что мы плотно общались в тот момент. Могу сказать, что Тархов был человечным. Московские политтехнологи тогда настаивали на публикации в предвыборной газете материала о сыне Константина Титова. Я отказался, потому что считал и считаю, что нельзя трогать семью политических соперников и глумиться над физическими недостатками их детей. Это низко. В конце концов наш с москвичами спор дошел до Тархова. Он решил не давать такую публикацию. И это несмотря на давнее их политическое соперничество со времен путча и чернухи, которая лилась на Виктора Александровича штабом Титова, — вспоминает Михаил Матвеев.
Впрочем, политик тут же добавил в портрет убитого экс-мэра и черных красок:
— Тархов обещал выпускать предвыборную газету «Самарский курьер» и после выборов. У нее тогда был тираж около миллиона экземпляров. Сказал мне объявлять подписную кампанию. Несколько тысяч читателей оформили подписку. Но после выборов не стал финансировать издание. Я был главредом. Протянули мы, кажется, полгода. Не было возможности даже зарплату журналистам платить. Пришел к Виктору Санычу по поводу его обещания, а он пожал плечами и отправил меня к другому человеку. Я тогда с ним попрощался фразой: «Приятно было познакомиться». Говорят, она Тархова очень выбесила, рвал и метал просто. В общем, чтобы расплатиться с долгами редакции, вернуть деньги подписчикам и заплатить журналистам, мне пришлось продать машину. Те, кто хорошо знали Тархова, понимали, что в каких-то вопросах он балабол, и делали поправку на его обещания.
На тех выборах Виктор Александрович занял второе место, набрав 29,7% голосов избирателей. Второй раз стать хозяином области Тархову не удалось. Но уже через год он все-таки вернулся в большую политику — в 2001-м его избрали депутатом Самарской губдумы.
В начале нулевых Тархов одну за другой меняет политические партии: «Опора России», «Родина», «Российская партия Жизни», «Справедливая Россия». И в 2006 году с апломбом возвращается в чертоги исполнительной власти. Ему удается победить Георгия Лиманского на выборах мэра Самары. Та кампания запомнилась избирателям приездом в город «столичной звезды» — Владимира Соловьева. Журналист вел теледебаты Лиманского и Тархова. И практически в открытую оскорблял последнего. Возможно, именно это и добавило политических очков Тархову во втором туре.
Впрочем, не исключено, что к победе Виктора Александровича были причастны три мощные финансово-промышленные группы, поделившие тогда регион: «СОК», «Волгапромгаз» и «Волгабурмаш».
— Олигархи поделили город. Все ключевые должности в администрации заняли выходцы из тех или иных бизнес-структур. Я тогда спрашивал Тархова: «Виктор Александрович, вы же были в советское время главой области, неужели не могли поставить своих людей проверенных на важные посты?» Он с сожалением ответил: «Я не мог. У меня нет людей». Вот такой откровенный разговор у нас состоялся. Я бы сказал, что он был такой английской королевой, марионеткой в руках бизнеса, — объясняет Матвеев. — На посту мэра Тархов продержался всего один срок. Быстро потерял популярность. Следующим главой города стал Дмитрий Азаров, успевший некоторое время поработать в мэрии замом Тархова. Лично я не видел Виктора Саныча где-то с 2010 года.
Помимо острой пикировки с Владимиром Соловьевым, Тархов запомнился самарцам и скандалом с жителями ветхих и аварийных домов на улице Советской в Кировском районе. В попытках отстоять свои права на переселение в нормальные квартиры 14 женщин объявили голодовку. А для пущего эффекта даже смастерили чучело Тархова и примотали его к ближайшему столбу.
Нет комментариев