Эту разработку называют таксономией Марцано, или Кендалла — Марцано, указывая фамилию соавтора системы. Марцано выделил четыре уровня мышления, для каждого из которых учителю стоит формулировать определённые учебные цели и задания. Рассказываем, как применять эту систему на практике.
Есть четыре уровня мышления, каждый из которых объединяет несколько групп мыслительных процессов.
1️⃣ Воспроизведение
🔸Процесс мышления: узнавание информации как уже известной, правильной
Типовые формулировки задания: выберите подходящий вариант / отметьте неправильные утверждения / определите по изображению.
🔸Воспроизведение по памяти
Типовые формулировки задания: приведите факт или пример / перечислите / назовите дату.
🔸Выполнение простого действия или последовательности действий без серьёзных ошибок
Типовые формулировки задания: выполните простое действие / повторите простое действие / решите по простому алгоритму.
💡Пример: перед вами топографическая карта территории школы и окрестностей. Укажите, где находятся следующие объекты — магазин, трансформаторная будка, парк, детский сад, стадион, детская площадка.
2️⃣ Понимание
🔸Получение общего представления — упорядочивание информации или действий, создание единой системы
Типовые формулировки задания: выделите составные части / опишите последовательность и взаимосвязь / объясните причины.
💡Пример: приведите все фрагменты текста, где рассказчик не верит в возможность искупления своей вины.
🔸Схематическое представление информации или действий с помощью визуальных средств
Типовые формулировки задания: представьте информацию в виде схемы / диаграммы / модели / ментальной карты / логического дерева / иллюстрации.
3️⃣ Анализ
🔸Нахождение сходств и отличий при выборе объекта
Типовые формулировки задания: найдите сходства или отличия / приведите аналогичный пример / выделите общие признаки.
🔸Определение категории объекта на основании характерных признаков
Типовые формулировки задания: определите категорию или вид, тип, класс / выделите характерные черты данной категории или вида, типа, класса.
💡Пример: определите категорию физических законов, к которым относится закон Бернулли. Выделите признаки, которые позволяют отнести закон Бернулли именно к этой категории физических законов.
🔸Выявление и анализ ошибок на основании определённых критериев
Типовые формулировки задания: оцените критически / проведите анализ ошибочных действий или проблемных мест и их последствий.
💡Пример: на этом коротком видеофрагменте вы увидите, как теннисист неудачно отбивает подачу. Прокомментируйте, какие ошибки допущены, на что они повлияли и как их избежать.
🔸Формулирование общих принципов для выбора объектов и действий с ними
Типовые формулировки задания: сформулируйте общий принцип или правило / выявите закономерность / предложите умозаключение.
🔸Прогнозирование и предположение рисков
Типовые формулировки задания: спрогнозируйте, что произойдет в этом случае / предположите, как проявляется данный принцип в этих условиях.
4️⃣ Применение знаний
🔸Принятие решения — выбор из нескольких, как бы равнозначных, альтернатив
Типовые формулировки задания: оцените альтернативы и выберите наилучший способ действий или ситуации / займите позицию по вопросу.
💡Пример: подберите для каждой картины подходящее описание из перечня ниже, учитывая замысел художника и точность передачи эмоций от увиденного. Прокомментируйте свой выбор.
🔸Решение проблемы с учётом разных условий и препятствий
Типовые формулировки задания: придумайте решение проблемы с учётом ограничений или условий / предложите вариант улучшения.
💡Пример: спроектируйте макет устройства, с помощью которого можно «собирать» воду в засушливых районах. Используйте для этого свои знания об эффекте лотоса.
🔸Построение и проверка гипотезы при помощи моделирования и эксперимента
Типовые формулировки задания: постройте и экспериментально проверьте гипотезу / смоделируйте и проведите эксперимент.
🔸Исследование вопроса — выяснение механизмов, последствий явления, а также научный поиск ответа на комплексный вопрос
Типовые формулировки задания: исследуйте причины, механизмы или последствия / предложите свой вариант ответа на комплексный вопрос.
📚Использованные источники: дополнение к методическому пособию «Шкалирование учебных целей в персонализированной модели образования» под редакцией Е. И. Казаковой, М., 2019.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев