В Рыльске до сих пор функционирует старая мукомольня
В центральной части Рыльска, между базарной площадью и живописным берегом Сейма, стоит примечательное здание. Не типичный для древнего города храм или старинный купеческий особняк, а мельница. Здесь трудятся рыльские мукомолы, чтобы был на столе и в магазине пышный и полезный ржаной хлеб.
Уверенно стоит на земле старинное здание. Дубовые сваи, толстые стены, 6 этажей, каждый по 6 метров. Вот только красный кирпич кажется поседевшим. То ли от времени, то ли от муки. На самом верху – медная табличка с датой – 1886 год. Узнать год рождения мельницы можно лишь с помощью бинокля. Местные краеведы говорят: в дореволюционную эпоху в Рыльске было множество купеческих семей – Шелеховы, фон Филимоновы, Латышевы… Однако одними из самых предприимчивыми слыли Дерюгины: глава – Устин Анисимович, три брата – Антон, Стефан, Яков и сёстры – Лидия, Анна, Варвара и Нина. Дружное семейство вложило свой капитал не только в торговлю, но и в промышленность, построив в Рыльске едва ли не крупнейшую в губернии мельницу. Да не простую, а паровую. И не прогадали: предприятие приносило им свыше 300 тысяч рублей в год. Муку Дерюгины продавали не только в собственной лавке, но и по всей центральной России. Даже поляки приезжали сюда, говорят, любили хлеб с рыльским ароматом. Однако в начале прошлого века, после конфискации домов и имущества, Дерюгины уехали в неизвестном направлении. Только один из братьев навечно остался лежать в рыльской земле. В 1919 году по дороге в деревню Некрасово его ограбили и убили.
Но Дерюгина мельница, как называю её старожилы, выстояла в Гражданскую и Великую Отечественную войны. Что ещё удивительнее, не закрылась она и в 90-е годы. Сегодня развивает это предприятие рыльский фермер Самвел Мгдесян со своими помощниками. Облагородили территорию, модернизировали производство. «Вот раньше строили! – радуется начальник мельницы Олег Масленников. – Что меня поражает, перекрытия довольно тонкие, а вибрации на стенах нет. Честь и хвала тем людям!» Рылянин знает, что говорит: не каждому достаётся такое наследство. Сегодня мельница, конечно, не паровая, а электрическая, но здешняя ржаная мука и по сей день славится далеко за пределами Курска. «Хлеб начинается с поля, – объясняет Масленников, – мы работаем с лучшим зерном, закупаем его в хозяйствах Льговского района. Сортируем, отбиваем лишнее, затем обязательно сдаём на анализы в собственную лабораторию. Забор материала для проверки делают каждые два часа. У нас даже такой показатель есть, как белизномер, чтобы всё по ГОСТу. Потом зерно попадает в размольные аппараты, оттуда – в мешки и на склад. А со склада уже в Курск, Железногорск, даже в Тверь и Калининград. Из Щигров регулярно за отрубями приезжают. Ну и местные жители, конечно, покупают».
Секрет качества рыльской муки – опять же дерюгинское наследие. Чем длиннее мукопровод, тем больше продукт насыщается кислородом, и тем пышнее и вкуснее получится хлеб. Протяжённость местного старинного мукопровода – почти две тысячи метров! Мечта для современных компактных мельниц.
В среднем, в год здесь перетирают 3–4 тысячи тонн зерна. Это где-то 105 тонн муки в сутки. Но мукомолы говорят, что могут и больше, сегодня мельница не расходует и половины потенциала, данного ей почти полтора столетия назад. Но она живёт. Не красуется перед туристами мёртвой табличкой «Памятник истории», а дышит в ритме времени.
Автор: Юлия Матвеева.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев