На фото: Коллектив работников пчеловодного хозяйства в Кунгуре, 1905 год
Для получения прибыли Обществом было решено открыть крупную ульевую мастерскую производительностью до 5 тысяч ульев ежегодно, при ней же мастерскую по изготовлению металлических пчеловодческих принадлежностей, организовать несколько питомников с абхазскими матками для распространения красноклеверных пчел, увеличивающих урожайность клевера и имеющих огромный спрос, устроить ягодно-фруктовый сад.
Для этих целей как нельзя лучше подошла обширная местность на окраине Кунгура с расположенным там полуразрушенным зданием бывшего Васильевского винокуренного завода. Здание простояло бесхозным более 35 лет и требовало немалых вложений. Но привлекало его выгодное расположение, где лес можно было доставлять в устье речки Ириловки с рек Сылвы, Шаквы и Ирени. К тому же можно было пользоваться лесными материалами со стоящего рядом лесопильного завода.
Вокруг здания не было построек, что создавало пожаробезопасность для города, а большая пустая площадь позволяла расположить склады материалов и готовых изделий.
Председателю Общества Манохину И. В. пришлось немало пооббивать пороги местных чиновников, написать писем в разные инстанции, даже вышла резонансная статья в газете "Уральский рабочий" (г. Свердловск) о неприемлемых условиях аренды полуразвалившегося здания, но решение вопроса тормозилось, пока не пришло прямое указание из Москвы от народного комиссара земледелия РСФСР. Лишь в феврале 1927 года Обществу пчеловодов передали просимый каменный двухэтажный корпус и 8768,8 кв. м земли в аренду на 24 года на условиях достройки.
Для создания производственной базы собственных оборотных средств, а также машин, инструментов и материалов Общества было недостаточно, пришлось привлечь средства Сельхозбанка, взятые под проценты. Первым делом здание покрыли железом, затем оборудовали сушилку для теса, открыли машинное отделение, установили станки, и лишь через год начали производство ульев типа Дадан-Блатт.
Продукция пользовалась огромным спросом. И к 1929 году ульевая мастерская переросла в завод, а к 1934 году - в комбинат. Это было единственное в Уральской области предприятие по выработке пчеловодного инвентаря заводского масштаба, а по производственной мощности - крупнейшее в Союзе. Построенные цеха: лесопильный, сушильный, деревообделочный, сборочный, жестяночный и слесарный, при численности работающих от 100 до 160 человек, позволяли выпускать в год по 40 тысяч штук ульев, по 3 тысячи медогонок, по 6,5 тысяч дымарей.
С началом Великой Отечественной войны производство остановилось, оборудование начали вывозить, частично отдали ремонтно-строительной конторе, частично в детдом №1.
Ульевый завод, последним директором которого был Чайкин Н. И., реорганизовали и передали из местной промышленности Министерству внутренних дел.
В 1942 году здания и производственные помещения заняла детская трудовая колония.
Любовь Долгорукова, директор Кунгурского городского архива
Искра Кунгур ©
iskra-kungur.ru
#ИсторияГорода
Комментарии 2