Красный Берег
Автор фото: Алексей Сметкин
ВЕК КРАСНОГО БЕРЕГА В КУНГУРСКОМ ОКРУГЕ
Деревня Красный Берег под селом Бырма - ровесник нашей газеты «Искра».
В нынешнем году она отметила своё столетие.
Путь до Красного Берега неблизкий: пятьдесят пять километров от города. Даже соседние райцентры - Берёзовка и Кишерть - и то расположены ближе к Кунгуру. После села Юговское мы вообще не встретили ни души. Пустынная дорога, заснеженные поля и лес, лес, лес… пока не встретишь нужный указатель.
Красный Берег можно считать одной из «молодых деревень» кунгурской земли. Многие населённые пункты насчитывают у нас по 300-400 лет, а ему «всего-то» сто.
Основан Красный Берег в 1921 году, в первые годы советской власти, что не совсем характерно для тех времён.
Как мы знаем, при СССР был курс на индустриализацию, активно закладывались новые города, строились заводы, гидроэлектростанции, рабочие посёлки. А тут - крестьянская деревня, вотчина землепашцев и хлеборобов.
Рядом петляет речка Турка, небольшая, но бойкая. При въезде в деревню мы пересекаем её по мосту.
В Красном Береге - четыре улицы. Центральная, Дружбы, Нагорная и Ключевая.
Если на развилке взять вправо, попадёшь в деревню Липовка.
Эти две деревни тесно «дружат» между собой, между ними около километра. Чуть дальше будут ещё две небольших деревни: Савлек и Татарская Шишмара. Оттуда полевой дорогой можно напрямую проехать в усть-туркскую сторону, на Бажуки.
Из «инфраструктуры» здесь два продуктовых магазина, клуб, мечеть и фельдшерско-акушерский пункт. Сотовая связь ловит по-разному - в зависимости от вашего оператора, - а вот с интернетом проблема. В основном жители пользуются домашним вай-фаем через роутеры.
Но больше всего здешних людей огорчает отсутствие газопровода. Бырминская территория - последняя в Кунгурском округе, куда газификация ещё не проникла. Дома здесь большие, многие до сих пор живут собственным хозяйством: держат коров, овец, птицу, но отапливать жильё приходится только дровами или электричеством. Впрочем, даже у нас в Кунгуре печным отоплением мало кого удивишь. Газовая труба и газовое оборудование - штука дорогая. Не каждому по карману. Нам куда выгоднее отапливать Европу, чем себя.
Красный Берег не сразу стал Красным Берегом. Изначально жители из переселенцев прозвали его Янавыл, что в переводе с татарского означает «новая деревня». Многие зовут его так до сих пор. В эпоху СССР было в чести слово «красный». «Красный октябрь», «Красный восход», «Красный большевик»… Почему Красный Берег?
- Ничего политического тут нет, - говорит встреченный на улице местный житель Салих Глимшин. - Вдоль деревни идёт старое русло Турки. У него обрывистый берег, видный издалека. Жители брали оттуда глину на строительство. Отсюда и пошло. Одними из первых поселенцев были мои предки - Ясавыевы и Миндияровы из села Карьёво. Я даже знаю, где стояли их дома. Я тут родился и вырос, работал в колхозе, ветеран труда.
Улица Центральная начинается с небольшого магазинчика и автобусной остановки. Дальше по правую руку стоят кирпичные стены без крыши - останки колхозной столовой, затем пустырь, мечеть и клуб. Здание мечети раньше было начальной школой. Когда школу оптимизировали и закрыли из-за малого количества учеников, деревня всем миром собрала деньги и сделала себе мечеть. А всех детей-школьников сейчас возят автобусом в Бырму.
Всего в Красном Береге живёт около 150 человек, порядка полусотни жилых домов. В лучшие времена, говорят, численность населения доходила до 250 человек. Большинство домов добротные, крепкие, отделаны современными материалами, заборы покрашены. Чувствуется, что народ здесь обитает хозяйственный и трудолюбивый.
Ещё здесь есть бывший колхозный пруд - безымянный. Когда-то тут плотно занимались рыбным хозяйством, в этом водоёме разводили карпов и карасей. За трудодни колхоз расплачивался с работниками зерном, сеном и рыбой.
Есть в Красном Береге и своя ветеранская ячейка. Председательствует в ней Рашит Хамидулин.
- Я тоже выходец из колхоза, был там энергетиком, - говорит он. - Затем основал своё крестьянско-фермерское хозяйство, сейчас его продолжает мой сын Айбулат. Видели на Центральной улице двор с тракторами? Это его КФХ, там заняты несколько односельчан. Другие соседи работают кто где - кто-то ездит в Пермь или вахтовым методом к нефтяникам, кто-то в соседнюю агрофирму «Савлек». Желающим работа всегда найдётся. Ягоды, грибы, пчёлы - с этого приработок невелик, очень хлопотно искать сбыт, перекупщиков. Поэтому основной упор у нас всё-таки делается на животноводство.
История Красного берега такая: советская власть после Гражданской войны решила продолжать столыпинские реформы по увеличению пахотных земель. Для этого вокруг будущей деревни размежевали лесные угодья. Переселенец должен был раскорчевать этот лес под пахотную землю. К приезду первых поселенцев поблизости с 1912 года уже существовал хутор Ерёминский с русскими жителями из села Троицк, деревень Ключики, Голухинское. Среди хуторян были фамилии Котельниковы, Трясцины, Сажины, Пастуховы, Пермяковы.
На призыв властей основать новую деревню откликнулись жители татарских населённых пунктов Карьёво, Усть-Турки, Баташей и деревни Маринкино (соседний Ординский район). По историческим данным и воспоминаниям старожилов, изначально в Красном Береге или Янавыле татар и русских жило примерно поровну.
К 1922 году деревня Красный Берег в основном сформировалась. Поселенцев на несколько лет освобождали от налогов, это помогло жителям не голодать даже в военные годы. Когда началась коллективизация, лошадей обобществили и русские хуторяне из Ерёминского начали переселяться в Янавыл. Жили дружно, были смешанные браки. Сейчас в Красном Береге живут только три русских семьи. Впрочем, национальный вопрос здесь никогда не стоял, был бы человек хороший.
- Колхоз «Красный Берег» был зажиточным, - рассказывает Рашит Хамидулин. -
Основной доход получали от продажи семян клевера. Коэффициент был 1 к 6 в отношении зерновых. Если сверх плана сдавали, то в Кунгур за 55 километров ездили на двух лошадях. Туда везли 200 кг клевера, обратно 1200 кг зерна. Участвовали в сельскохозяйственных выставках.
Есть довоенная фотография деда Хамидуллы на ВДНХ в Москве. Не обошлось и без сталинских репрессий. Рахиму Музафалову с сыном Хатымом дали десять лет за то, что в колхозной пасеке за зиму погибло несколько пчелосемей. Отца с сыном осудили и отправили на строительство довоенного БАМа в Иркутскую область. Когда Рахим умер, его сыну удалось получить разрешение привезти отца домой и похоронить. Видимо были особые заслуги.
Когда началась война, все тяжёлые работы перешли женщинам и подросткам. В Красный Берег прибывали эвакуированные из Ленинграда - их распределяли по более крепким и сытым деревням. На фронт из этих мест ушли 63 человека, вернулись лишь 23. На полях сражений остались лежать 30 мужчин из Красного Берега и 10 - из Липовки.
Почему такие большие потери? Видимо, на освоение новых земель добровольно решались только отчаянные и рискованные люди, и в войну в атаку они тоже шли в первых рядах.
Возле здания клуба мы встречаем Гульфину Хамидуллину. Кстати, в Красном Береге это две разные фамилии: Хамидулины и Хамидуллины. Гульфина Нагимовна отправляет при совете ветеранов обязанности кассира, она организатор и вдохновитель многих местных мероприятий.
- Есть у нас задумка, - говорит она. - Хотим установить в деревне стелу в память землякам, павшим в Великой Отечественной войне. Объявили сбор средств. В деревне Маринкино такой памятник уже установили. Слева перечислены имена погибших на войне, справа - те участники, кто дошёл до Победы, кто умер в мирное время. Говорят, памятник обошёлся деревне Маринкино в четверть миллиона рублей. Они приняли участие в какой-то программе, другую часть денег изыскали сами. У нас такой программы вроде бы нет. Вся надежда на добрых людей и на администрацию округа. С каждого взрослого жителя Красного Берега и Липовки собираем по 500 рублей. Пока у нас собрано 60 тысяч. Вся информация вывешена около клуба.
Клуб - это место притяжения всех жителей Красного Берега и Липовки. Здесь проводятся праздники, концерты, здесь стоит информационный стенд с главными новостями. В день, когда мы приехали, на доске висела афиша о концерте ко Дню матери (на татарском языке), объявление о продаже мяса, разная деловая документация и то самое обращение к жителям от совета ветеранов с просьбой помочь в сборе средств на солдатский мемориал.
Рядом вывешен список от руки - благодарность тем, кто уже пожертвовал деньги на памятник. На общее святое дело откликнулись не только краснобережцы, но и земляки-уроженцы, ныне живущие в Бырме, Усть-Турке, Кунгуре, Перми, Осе.
Вот такая деревня Красный Берег, ровесница «Искры», разменявшая своё первое столетие. Трудолюбивая, спокойная и рассудительная, чтящая свою историю и традиции. Нам здесь понравилось.
Дмитрий Спиридонов. декабрь 2021 г.
Искра Кунгур© iskra-kungur.ru
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3
Эти две деревни тесно «дружат» между собой, между ними около километра. Чуть дальше будут ещё две небольших деревни: Савлек и Татарская Шишмара. Оттуда полевой дорогой можно напрямую проехать в усть-туркскую сторону, на Бажуки.