Шерсть – будущая начинка для них. Мой проводник в кумыкский мир Азинат Абагишиева рассказывает, что в каждом тухуме (роду) была своя мастерица и ее помощницы. Шутка ли – сделать четыре ювургъана (шерстяное одеяло).
Начинка – только часть дела. Внешний вид имел особое значение. Поэтому узоры на чехле и сегодня вышивают только вручную. И, оказывается, по ним вычисляли, из какого рода невеста: у каждого тухума был свой неповторимый почерк.
Карабудахкентские мастерицы испокон веков вышивают узор в виде ромбиков со сладким названием «пахлава», а еще выводят цветы и солнце – на счастье.
У северных кумыков существовал обычай «хинжал байлав» («надеть кинжал»), который определял, быть свадьбе или нет. Парень просил родных привязать кинжал на пояс брату или дяде понравившейся девушке. Если подарок принимали – значит, пора готовиться к свадьбе. Бывало, что кинжал и возвращали…
А в некоторых кумыкских селениях невесту ждали не мед с маслом, а сито с корытом. Дары радостно вручала счастливая свекровь. Невесте запрещалось выходить на улицу до проведения обряда «сувгъачыгъыв» («хождение за водой»).
Рассказывают в Нижнем Казанище, что был когда-то у кумыков еще один предсвадебный обычай. Засватанная девушка за месяц до свадьбы не должна была выходить из дома. И занятие для нее нашлось быстро. Всё это время она занималась вышиванием. Результат ее творчества должен был стать лучшим украшением будущего дома. И стараться приходилось так, чтобы все ахнули…
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев