Желая противодействовать «звёздной» культовой атмосфере, которая начала формироваться вокруг него, Клэптон собрал новую группу, состоящую из бывшей ритм-секции Delaney and Bonnie: клавишника и вокалиста Бобби Уитлока, басиста Карла Рэдла и барабанщика Джима Гордона. Клэптон намеревался показать, что ему не нужно исполнять главную роль и что он хорошо функционирует как член ансамбля. В этот период на Клэптона всё больше влияла группа The Band, в частности, их альбом Music from Big Pink. Он говорил: «что я ценил в The Band, так это то, что они больше интересовались песнями и пением. У них будет трёх- и четырёхчастная гармония, и гитара снова будет рассматриваться как аккомпанемент. Это меня вполне устраивало, потому что я так устал от виртуозности — или псевдовиртуозности — длинных, скучных гитарных соло только потому, что их ожидали. The Band вернули всё на круги своя. Приоритетом была песня».
Близкая дружба Клэптона с Джорджем Харрисоном привела его к знакомству с женой Харрисона, Патти Бойд, в которую он влюбился. Когда она отвергла его ухаживания, безответная привязанность Клэптона побудила его написать большую часть материала для двойного альбома Layla and Other Assorted Love Songs. В этот альбом вошла заглавная песня о любви «Layla», вдохновленная классическим произведением персидской поэзии «История Лейлы и Меджнуна» Низами Гянджеви, о которым Клэптон познакомился благодаря Яну Далласу. Книга глубоко затронула Клэптона, поскольку это был рассказ о молодом человеке, который безнадежно влюбился в красивую, недоступную женщину и сошёл с ума, потому что не мог жениться на ней. Одной из отличительных музыкальных особенностей этого альбома являются слайд-гитартные партии Дуэйна Олмана. Layla and Other Assorted Love Songs был записан в августе-сентябре 1970 года в Criteria Studios, Майами, и был издан в декабре того же года.
Трагические события преследовали группу на протяжении всей её короткой карьеры. Во время сессий Клэптон был морально опустошён известием о смерти Джими Хендрикса; восемью днями ранее группа записала кавер его песни «Little Wing». 17 сентября 1970 года, за день до смерти Хендрикса, Клэптон купил леворукий «Стратокастер», который собирался подарить Хендриксу на день рождения. В дополнение к бедам Клэптона, альбом Layla and Other Assorted Love Songs получил только тёплые, но далеко не восторженные отзывы. Группа предприняла тур по США без Оллмана, который вернулся в The Allman Brothers. Несмотря на то, что по словам Клэптона, что тур проходил среди настоящей бури наркотиков и алкоголя, в результате его был выпущен концертный двойной альбом In Concert. Готовилась и запись второго альбома, но конфликты между участниками привели к распаду группы. 29 октября 1971 года погиб Дуэйн Оллман, разбившись во время езды на мотоцикле. Клэптон написал позже в своей автобиографии, что он и я были неразлучны во время сессий во Флориде; он говорил об Оллмане как о «музыкальном брате, которого у меня никогда не было, но я желал, чтобы был».
Карьерные успехи Клэптона в 1970-х резко контрастировали с проблемами в личной жизни, которая была отягощена наркоманией и алкоголизмом. Первый сольный альбом Eric Clapton (выпущенный в августе 1970 г.) был записан с ноября 1969 по январь 1970 года, в период его участия в проекте Derek and the Dominos и совместной работы с американским дуэтом Delaney and Bonnie, причём Делани и Бонни Брэмлет приняли непосредственное участие в записи альбома, а Делани стал его продюсером.
Затем в музыкальной карьере Клэптона наступила чёрная полоса. После распада Derek and the Dominos под влиянием неразделённых чувств к Патти Бойд он уединился в своей резиденции в Суррее, где приобрёл героиновую зависимость. Это привело к длительному перерыву в карьере, прерванному только концертом для Бангладеш в августе 1971 года (в ходе этого концерта Клэптон потерял сознание на сцене, но потом встал и сумел закончить свое выступление). В январе 1973 года Пит Таунсенд организовал концерт для Клэптона в лондонском Rainbow Theatre, названный Rainbow Concert, чтобы помочь Клэптону избавиться от своей зависимости (позже Клэптон вернул услугу, сыграв «проповедника» в музыкальном фильме «Томми» в 1975 году).
В 1974 году Патти Бойд оставила Харрисона и начала жить с Клэптоном, хотя официально поженились они только в 1979 году. Клэптон больше не употреблял героин, хотя постепенно начал сильно пить. Он собрал гастрольную группу, в которую вошли Рэдл, гитарист из Майами Джордж Терри, клавишник Дик Симс, барабанщик Джейми Олдакер и вокалистки Ивонн Эллиман и Марси Леви. С этой группой Клэптон записал один из своих лучших альбомов 461 Ocean Boulevard (1974) с акцентом на более компактные песни и более короткими гитарными соло. Кавер-версия песни «I Shot the Sheriff» стала первым хитом номер один Клэптона и сыграла важную роль в привлечения внимания широкой аудитории к регги и музыке Боба Марли. Следующий альбом There's One in Every Crowd (1975) продолжил эту тенденцию. Клэптон отправился в мировое турне, по итогом которого в том же году был записан концертный альбом E. C. Was Here.
Во второй половине 1970-х Клэптон продолжал выпускать новые альбомы и регулярно гастролировал. Самыми заметными вехами этого периода стали альбомы No Reason to Cry (1976, записан при участии Боба Дилана и The Band), а также Slowhand (1977, хиты «Wonderful Tonight» и второй кавер Дж. Дж. Кейла «Cocaine»). В 1976 году Клэптон выступил в качестве одного из знаменитых гостей на прощальном выступлении The Band, снятом в документальном фильме Мартина Скорсезе «Последний вальс».
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев